Дневное отделение МДК 03 Занятие 1 Тема: Сестринский процесс Содержание: 1. Объективное обследование удовлетворения основных потребностей человека. 2. Оценка состояния пациента: сознание, положение в постели. 3. Антропометрия. 4. Определение водного баланса. 5. Оценка боли. 1. Объективное обследование удовлетворения основных потребностей человека. Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей: · ДЫШАТЬ · ЕСТЬ · ПИТЬ · ВЫДЕЛЯТЬ · ДВИГАТЬСЯ · БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ) · ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА · СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ · ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ · БЫТЬ ЧИСТЫМ · ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ · ОБЩАТЬСЯ · ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ · РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровожда-ется нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫВШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью. Поскольку конечная цель работы медсестры – комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины – которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей. Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным. Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования. Потребность ДЫШАТЬ: Понятие о потребности: Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой. Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании: О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента. 1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб. При нарушении потребности ДЫШАТЬу пациента могут быть ЖАЛОБЫ на: · одышку, · кашель, · боль в грудной клетке. В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДЫШАТЬ: · курение; · работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы. 2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента. Объективная информация - результаты проведённых измерений или наблюдений. Примерами объективной информации могут служить показатели измерения температуры тела, пульса, АД, идентификация высыпаний (сыпи) на теле и пр. Сбор объективной информации проводят в соответствии с существующими нормами и стандартами (например, по шкале Цельсия при измерении температуры тела). При объективном обследовании может быть: · изменение цвета кожных покровов – цианоз (синюшность); · затруднённое дыхание через нос; · изменение частоты, ритма или глубины дыхания; · лихорадка. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) одышка; 2) кашель; 3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием; 4) удушье; 5) риск нарушения дыхания в связи с курением; 6) высокий риск от удушья. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент; 2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости – дренажное); 3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию; 4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей; 5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний. Потребность ЕСТЬ: Понятие о потребности: Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищу – основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища – это один из основных ресурсов здоровья. Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ: · нарушение аппетита; · отрыжка; · тошнота; · рвота; · боли в животе. ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ: · погрешность в диете; · нарушение режима питания; · переедание; · злоупотребление алкоголем; · отсутствие зубов, кариозные зубы. 2. Объективное обследование: · запах изо рта; · наличие кариозных зубов; · рвота во время обследования. Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1) боль в животе; 2) тошнота; 3) рвота; 4) нарушение аппетита; 5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма; 6) ожирение. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты; 2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту; 3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте; 4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой; 5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения. Потребность ПИТЬ: Понятие о потребности: Употребляя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследования: ЖАЛОБЫ: · жажда; · сухость во рту. ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ: · употребление недоброкачественной воды; · потребление недостаточного или избыточного количества воды. 2. Объективное обследование: · сухость кожи и слизистых. Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1) жажда; 2) сухость во рту; 3) обезвоживание. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим; 2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды. Потребность ВЫДЕЛЯТЬ: Понятие о потребности: Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи. Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ: · понос; · запор; · вздутие живота; · нарушение мочеиспускания и мочеобразования; · отсутствие мочи; · малое количество мочи; · увеличенное количество мочи; · частое болезненное мочеиспускание; · отёки. ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ: · нарушение в диете; · малоподвижный образ жизни; · переохлаждение. 2. Объективное обследование: · отёки явные; · отёки скрытые; · изменение характера стула; · сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи; · изменение количества мочи; · визуальное изменение мочи. Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1) запор; 2) понос; 3) отсутствие мочи (анурия); 4) острая задержка мочи; 5) риск появления опрелости в области складок промежности. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим; 2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником; 3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений; 4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота; 5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписан-ной диеты и необходимости её соблюдения. Потребность СПАТЬ: Понятие о потребности: Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов. Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ: · бессонница; · нарушение сна; · прерывистый сон; · сонливость; · засыпание под утро. ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬи ОТДЫХАТЬ: · отсутствие отдыха; · чрезмерная загруженность работой; · отсутствие отпуска и выходных. 2. Объективное обследование: · выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика); · зевота. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) отсутствие сна; 2) нарушение сна. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим; 2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна; Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга. 3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха; 4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха. Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА: Понятие о потребности: Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается: 1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма; 2) одеждой по сезону; 3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ: · озноб; · потливость; · чувство жара; · головная боль; · ломота в теле, суставах; · сухость во рту. 2. Объективное обследование: · гиперемия лица; · появление «гусиной кожи»; · горячая на ощупь кожа; · сухость кожи и слизистых; · трещины на губах; · изменение температуры тела · учащение пульса и ЧДД; · влажная кожа; · отклонение в температурном режиме помещений. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) субфебрильная лихорадка второй период; 2) пиретическая лихорадка первой период; 3) переохлаждение. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра обеспечит пациенту покой; 2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента; 3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питьё; 4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента; 5) медсестра обеспечит приём легкоусвояемой пищи; 6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента; 7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента; 8) медсестра будет контролировать температуру помещения. Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ: Понятие о потребности: Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны БЫТЬ ЧИСТЫМИ. Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ: · кожный зуд; · боль и жжение в области естественных складок. 2. Объективное обследование: · изменение кожи в области естественных складок; · гиперемия; · нарушение целостности; · неприятный запах; · неприятный запах изо рта; · грязное бельё; · неухоженные ногти; · сальные волосы. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) дефицит знаний о личной гигиене; 2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых; 3) недостаточность самогигиены; 4) нарушение целостности кожи в области естественных складок. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту; 2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены; 3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены; 4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков. Потребность ДВИГАТЬСЯ: Понятие о потребности: Движение – это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма. Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ: · невозможность или ограничение двигательной активности в связи с: - болью; - слабостью; - отсутствием конечности; - наличием параличей; · расстройство психической деятельности. ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ: · гиподинамия; · сидячая работа; · постоянная езда на транспорте. 2. Объективное обследование: · болезненность при движении; · изменения в области суставов; · гиперемия; · местное повышение температуры; · изменение конфигурации; · пассивное положение в кровати; · отсутствие конечности. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) ограничение физической активности; 2) отсутствие физической активности; 3) риск возникновения пролежней; 4) пролежни. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом; 2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением; 3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением; 4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях. Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ: Понятие о потребности: Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ: · невозможность самостоятельно раздеться и одеться; · боль при движении; · паралич конечностей; · резкая слабость; · психические расстройства. 2. Объективное обследование: · пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ; · одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение; · одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой). Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться; 2) высоки риск переохлаждения; 3) высокий риск перегревания; 4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться; 2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту; 3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону. Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ: Понятие о потребности: Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме. Например: · может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены; · нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно); · может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться; · может ли пациент двигаться без посторонней помощи; · может ли пациент самостоятельно есть и пить. Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) дефицит самоухода. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни: · умывает, · кормит, · подаёт судно, · одевает, раздевает; 2) учитывая, что главное для человека – независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель; 3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей. Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ: Понятие о потребности: Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: 1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет: · наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска; · знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье; · есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни. 2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье. 3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) безразличие к состоянию своего здоровья; 2) беспокойство за состояние своего здоровья; 3) страх перед операцией или предстоящим обследованием; 4) отсутствие адаптации к стрессу; 5) дефицит знаний о здоровом образе жизни; 6) угроза здоровью в связи с факторами риска. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения; 2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения; 3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни; 4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента; 5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы: · физическая активность; · ежедневное распределение времени и его запас; · открытый «шлю» для эмоций; · планирование режима дня; · аутотренинг, расслабление; 6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни; 7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни. Потребность ОБЩАТЬСЯ: Понятие о потребности: Человек – существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ. Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.). Виды общения: · разговор; · чтение; · музыка; · телевидение; · радио; · религия. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром: · родственники; · медицинский персонал; · соседи по палате; · средства массовой информации; · книги. 2. Объективное обследование: Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ: · нарушение слуха; · нарушение зрения; · нарушение движения; · нарушение интеллекта. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) дефицит общения с семьёй; 2) недоверие медицинскому работнику; 3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками; 4) стремление к самоизоляции. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра организует пациенту доступное для него общение. Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: Понятие о потребности: В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои. Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИпациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни – это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙпациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье. Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом: 1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье? 2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)? 3. Что человек говорит о себе, своём здоровье? 4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом. 5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества? 6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается? 7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми? Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) безразличие: · к жизни; · к своему здоровью; 2) необходимость духовного участия и сочувствия. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни – здоровье; 2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие. Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ: Понятие о потребности: Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека. Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ. Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ, необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента: · как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает; · есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе; · какую социальную роль в жизни он играет; · как он проводит своё свободное время, чем увлекается. Некоторые примеры возможных диагнозов: 1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью: · в работе; · в семье; 2) принижение чувства собственного достоинства; 3) дефицит организованного досуга. Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное. Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс. Неудовлетворённые потребности пациента – это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем. ЗАДАЧАМИ медсестры является: Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование. Провести планирование необходимой помощи пациенту: сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности; составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме. 2. Оценка состояния пациента: сознание, положение в постели. Медицинская сестра получает информацию с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, восприятия касанием), инструментальных и лабораторных методов ис-следования. Содержание объективной информации: • осмотр пациента: общий - грудной клетки, туловища, живота, затем - детальный осмотр (участков тела по областям): голова, лицо, шея, туловище, конечности, кожа, кости, суставы, слизистые оболочки, волосяной покров; • физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация); • выражение лица: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, страдальческое, настороженное, тревожное, спокойное, безразличное и др.; • состояние сознания: в сознании, без сознания, ясное, нарушенное: спутанное, ступор, сопор, кома, другие расстройства сознания - галлюцинации, бред, подавленность, апатия, депрессия; • положение пациента: активное, пассивное, вынужденное (см. стр. 248-249); • состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет, тургор, влажность, дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтеки (локализация)), отечность или пастозность, атрофия, бледность, гиперемия (покраснение), цианоз (синюшность), периферический цианоз (акроцианоз), желтушность (иктеричность), сухость, шелушение, пигментация, и др. • костно-мышечная система: деформация скелета, суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен) • температура тела: в пределах нормы, субфебрильная, субнормальная, фебрильная (лихорадка); • дыхательная система: ЧДД (характеристика дыхания (ритм, глубина, тип)), тип (грудной, брюшной, смешанный), ритм (ритмичное, аритмичное), глубина (поверхно-стное, глубокое, менее глубокое), тахипноэ (учащенное, ритмичное, поверхностное), брадипноэ (уреженное, ритмичное, углубленное), в норме (16-18 дых. движений в 1 мин., поверхностное, ритмичное); • АД: на двух руках, гипотония, нормотония, гипертония; • Пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение и др. характеристики, брадикардия, тахикардия, аритмия, в норме; • естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприемник), стул (самостоятельный, регулярный, характер стула, недержание кала, калоприемник, колостома); • органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь), • память: сохранена, нарушена; • использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы; • сон: потребность спать днем; • способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних и др.; • способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота, резервы. Оценка психосоциального состояния пациента: • описать манеру говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения, чувства; • собираются социально-экономические данные; • факторы риска; • проводится оценка потребностей пациента, определяются нарушенные потребности. При проведении психологической беседы следует придерживаться принципа уважения личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента и его проблему такими, какие они есть, гарантировать конфиденциальность полученной информации, терпеливо его выслушать. Наблюдение за состоянием пациента Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии пациента, своевременное выделение их, оценка, сообщение врачу. Наблюдая за пациентом, медсестра должна обращать внимание на: • состояние сознания; • положение пациента в постели; • выражение лица; • цвет кожных покровов и видимых слизистых; • состояние органов кровообращения и дыхания; в функцию органов выделения, стул. Состояние сознания 1. Ясное сознание - пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно. 2. Спутанное сознание - пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием. 3. Ступор - состояние оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с опозданием и неосмысленно. 4. Сопор - патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон. 5. Кома - полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов. Бывает при кровоизлиянии в мозг, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности. 6. Бред и галлюцинации - могут наблюдаться при выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких, воспаления легких). Выражение лица Соответствует характеру течения заболевания, на него влияют пол и возраст пациента. Различают: • лицо Гиппократа - при перитоните («острый живот»). Для него характерно следующее выражение лица: запавшие глаза, заостренный нос, бледность с цианозом, капли холодного пота; • одутловатое лицо при заболеваниях почек и др. болезнях - лицо отечное, бледное. • лихорадочное лицо при высокой температуре - блеск глаз, гиперемия лица. • митральный «румянец* - цианотичные щеки на бледном лице. • пучеглазие, дрожание век - при гипертиреозе и др. • безучастность, страдание, тревога, страх, болезненное выражение лица и др. Выражение лица должно быть оценено медсестрой, об изменениях которого она обязана доложить врачу. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки Могут быть бледные, гиперемированные, желтушные, синюшные (цианоз), акроцианоз, обращать внимание на сыпь, сухость кожи, участки пигментации, наличие отеков. После оценки результатов наблюдения за пациентом врач делает заключение о его состоянии, а медсестра - о компенсаторных возможностях пациента, его способности к осуществлению самоухода. Оценка состояния пациента с целью оценки самоухода 1. Удовлетворительное - пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным. 2. Состояние средней тяжести - выражает жалобы, может быть вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены патологические симптомы со стороны систем и органов, изменен цвет кожных покровов. 3. Тяжелое состояние - пассивное положение в постели, активные действия совершает с трудом, сознание может быть измененным, изменено выражение лица. Выражены нарушения функций дыхательной, сердечно-сосудистой и ЦНС. Нарушенные потребности (подчеркнуть): 1) дышать; 2) есть; 3) пить; 4) выделять; 5) спать, отдыхать; 6) быть чистым; 7) одеваться, раздеваться; 8) поддерживать температуру тела; 9) быть здоровым; 10) избегать опасности; 11) двигаться; 12) общаться; поклоняться; 13) иметь жизненные ценности материальные и духовные; 14) играть, учиться, работать; Оценка самоухода Определяется степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого). 1. Собрав необходимую субъективную и объективную информацию о состоянии здоровья пациента, сестра должна получить четкое представление о пациенте до начала планирования ухода. 2. Попытаться определить, что нормально для человека, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам. 3. Определить нарушенные потребности человека и потребности в уходе. 4. Установить эффективное общение с пациентом и привлечь его к сотрудничеству. 5. Обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты. 6. Обеспечить условия, при котором сестринский уход учитывает потребности пациента, проявляются забота и внимание к пациенту. 7. Заполнить документацию с целью ее использования в качестве основы для сравнения в дальнейшем. 8. Не допускать возникновения новых проблем у пациента. Оценка сознания. Шкала Глазго. Внешний вид и поведение пациента необходимо оценивать, используя данные наблюдений, сделанных при сборе анамнеза и обследовании. Хорошо ли пациент слышит голос медицинской сестры? Легко ли он двигается? Какая у него походка? Чем он занят в момент встречи, сидит или лежит? Что находится у него на прикроватном столике: журнал, открытки, молитвенник, емкость для сбора рвотных масс или вообще ничего? Предположения, сделанные на основе таких нехитрых наблюдений, могут помочь в выборе тактики сестринского ухода. Необходимо обратить внимание на то, как пациент одет. Опрятен ли он? Есть ли запах, исходящий от него? Следует обратить внимание на речь пациента, проследить за выражением его лица, поведением, эмоциями, реакциями на окружающее, выяснить состояние сознания. Состояние сознания пациента. При его оценке нужно выяснить, насколько адекватно тот воспринимает окружающую обстановку, как реагирует на медицинский персонал, понимает ли вопросы, которые ему задают, насколько быстро отвечает, не склонен ли терять нить разговора, замолкать или засыпать. Если пациент не отвечает на вопросы, можно прибегнуть к следующим приёмам: • громко обраться к нему; • слегка его потрясти, как это делают, когда будят спящего человека. Если пациент по-прежнему не реагирует, следует установить, не находится ли он в состоянии сопора или комы. Нарушение сознания может быть кратковременным или длительным. Для оценки степени нарушения сознания и комы детей старше 4 лет1 и взрослых широко используют шкалу комы Глазго2 (ШКГ) - The Glasgow Coma Scale (GCS). Она состоит из трёх тестов для оценки: реакции открывания глаз (E), речевых (V) и двигательных (M) реакций. После проведения каждого теста начисляют определённое количество баллов, а затем подсчитывают общую сумму. 1. Признак: Открывание глаз. Виды реакции - Баллы: Произвольное - 4 Как реакция на голос - 3 Как реакция на боль - 2 Отсутствует - 1 2. Признак: Речевая реакция. Виды реакции - Баллы: Быстрый и правильный ответ на заданный вопрос - 5 Спутанная речь - 4 "Словесная окрошка" - ответ по смыслу не соответтвует вопросу - 3 Нечленораздельные звуки в ответ на заданный вопрос - 2 Отсутствует - 1 3. Признак: Двигательная реакция. Виды реакции - Баллы: Выполнение движений по команде - 5 Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение (отталкивание) - 4 Одергивание конечности в ответ на болевое раздражение - 3 Патологическое сгибание в ответ на болевое раздражение - 2 Отсутствует - 1 Интерпретация полученных результатов: • 15 баллов - сознание ясное; • 13-14 баллов - оглушение; • 9-12 баллов - сопор; • 6-8 баллов - умеренная кома; • 4-5 баллов - терминальная кома; • 3 балла - гибель коры. Положение пациента. Оно зависит от общего состояния. Различают три вида положения пациента: активное, пассивное и вынужденное. Пациент, находящийся в активном положении, легко его изменяет: садится, встаёт, передвигается; обслуживает себя. В пассивном положении пациент малоподвижен, не может самостоятельно повернуться, поднять голову, руку, изменить положение тела. Такое положение наблюдают при бессознательном состоянии пациента или состоянии гемиплегии, а также в случаях крайней слабости. Вынужденное положение пациент занимает для облегчения своего состояния. Например, при боли в животе он поджимает колени, при одышке сидит с опущенными вниз ногами, придерживаясь руками за стул, кушетку, кровать. О боли свидетельствуют страдание на лице, усиленное потоотделение. 3. Антропометрия. Алгоритм измерения роста пациента Цель: оценка физического развития. Показания: осмотр при поступлении в стационар или профилактический осмотр. Оснащение: ростомер, ручка, история болезни. Проблемы: пациент не может стоять. 1-й этап. Подготовка к процедуре 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить ход предстоящей процедуры, получить согласие. Оценить возможность участия пациента в процедуре. Обоснование: • установление контакта с пациентом; • обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре; • соблюдение прав пациента. 2. Постелить клеёнку или одноразовую прокладку под ноги. Предложить пациенту разуться, расслабиться, женщинам с высокой прической распустить волосы. Обоснование: • обеспечение профилактики ВБИ; • получение достоверных показателей. 2-й этап. Выполнение процедуры. 3. Предложить пациенту встать на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой так, чтобы он касался её тремя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством). Обоснование: • обеспечение достоверных показателей. 4. Встать справа либо слева от пациента. Обоснование: • обеспечение безопасной больничной среды. 5. Слегка наклонить голову пациента так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались на одной линии, параллельно полу. Обоснование: • обеспечение достоверных показателей. 6. Опустить на голову пациента планшетку. Зафиксировать планшетку, попросить пациента опустить голову, затем помочь ему сойти с ростомера. Определить показатели, проводя отсчет по нижнему краю. Обоснование: • обеспечение условий для получения результата; • обеспечение охранительного режима. 8. Сообщить полученные данные пациенту. Обоснование: • обеспечение прав пациента. 3-й этап. Окончание процедуры 8. Убрать салфетку для ног с площадки ростомера и выбросить её в контейнер для мусора. Обоснование: • профилактика ВБИ. 9. Записать полученные данные в историю болезни. Обоснование: • обеспечение преемственности сестринского ухода. Примечание. Если пациент не может стоять, измерение проводят, когда он находится в положении сидя. Следует предложить пациенту стул. Точками фиксации будут крестец и межлопаточное пространство. Измерьте рост в положении сидя. Зафиксируйте результаты. Алгоритм взвешивания и определения массы тела пациента Цель: оценка физического развития или эффективности лечения и сестринского ухода. Показания: профилактический осмотр, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной или эндокринной системы. Оснащение: медицинские весы, ручка, история болезни. Проблемы: тяжелое состояние пациента. 1-й этап. Подготовка к процедуре. 1. Собрать информацию о пациенте. Вежливо представиться ему. Спросить, как к нему обращаться. Объяснить ход процедуры и правила её проведения (натощак, в одной и той же одежде, без обуви; после опорожнения мочевого пузыря и, по возможности, кишечника). Получить согласие пациента. Оценить возможность его участия в процедуре. Обоснование: • установление контакта с пациентом; • соблюдение прав пациента. 2. Подготовить весы: выверить; отрегулировать; закрыть затвор. Постелить клеёнку или бумагу на площадку весов. Обоснование: • обеспечение достоверных результатов; • обеспечение инфекционной безопасности. 2-й этап. Выполнение процедуры. 3. Попросить пациента снять верхнюю одежду, разуться и осторожно встать на центр площадки весов. Открыть затвор. Продвигать гири на весах влево до тех пор, пока уровень коромысла не совпадет с контрольным. Обоснование: • обеспечение достоверных показателей. 4. Закрыть затвор. Обоснование: • обеспечение сохранности весов. 5. Помочь пациенту сойти с весовой площадки. Обоснование: • обеспечение охранительного режима. 6. Записать полученные данные (необходимо помнить, что большая гиря служит для фиксации десятков килограммов, а маленькая - для килограммов и граммов). Обоснование: • определение соответствия фактической массы тела пациента идеальной с помощью индекса массы тела (ИМТ) - индекса Кетле. Примечание. ИМТ равен фактической массе тела, делённой на возведённый в квадрат рост человека. При значениях ИМТ в диапазоне 18-19,9 фактическая масса тела меньше нормы; при значениях ИМТ в диапазоне 20-24,9 фактическая масса тела равна идеальной; ИМТ, равный 25-29,9, свидетельствуют о стадии предожирения, а ИМТ >30 означает, что пациент страдает от ожирения. 7. Сообщить данные пациенту. Обоснование: • обеспечение прав пациента. 3-й этап. Окончание процедуры. 8. Убрать с площадки салфетку и выбросить её в контейнер для мусора. Вымыть руки. Обоснование: • профилактика ВБИ. 9. Занести полученные показатели в СИБ. Обоснование: • обеспечение преемственности сестринского ухода. Примечание. В отделении гемодиализа пациентов взвешивают в кровати с помощью специальных весов. 4. Определение водного баланса. У здорового человека поступление воды в организм равно ее выделению. На водный баланс влияют следующие составляющие: Поступление воды (энтеральное, парентеральное, эндогенная вода) - 200..300 мл/24 ч; Физиологические потери: суточный диурез; выделение через легкие - 500 мл/24 ч; выделение через кожу - 500 мл/24 ч; выделение с калом - 150..200 мл/24 ч; при повышении температуры тела выше 37°C на каждый 1°C прибавляют 500 мл. Патологические потери (рвота, понос, свищи, дренажи, аспирация). При расчете суточного водного баланса исходят из средней величины суточной потребности организма в воде - 35..40 мл/1 кг массы тела. Водный баланс рассчитывается у больных за сутки в определенное время. При нулевом водном балансе количество введенной жидкости примерно соответствует ее потерям. При превышении потерь над поступлением говорят об отрицательном водном балансе; при превышении поступления воды над ее потерями говорят о положительном водном балансе. Водный баланс можно рассчитать по следующей формуле: V = V1-V2 V - суточный водный баланс; V1 - суточная потребность воды в организме; V2 - расчет суточного необходимого для введения количества воды. V1 = 40m + 500k - x V2 = 14,5m + 500k + d - 200 m - масса пациента (кг); k - коэффициент температуры (k=t°C больного - 37°C): при t?37°C k=0 при t?38°C k=1 при t?39°C k=2 при t?40°C k=3 x - количество эндогенной воды (x=300 для взрослых; x=150 для детей); d - суточный диурез (мл) Суточным диурезом называется общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток. Суточный диурез у взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и других факторов и должен составлять 75—80% от количества выпитой жидкости. 20—25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом. Суточный водный баланс — это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной жидкости из организма в течение суток. Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т. д., а также объем парентерально вводимых растворов. Учет водного баланса Показания: наблюдение за пациентом с отеками. Выявление скрытых отеков, нарастание отеков и контроль за действием диуретических средств. Обязательное условие: учету количества выделенной жидкости подвергается не только моча, но и рвотные массы, испражнения пациента. Подготовка к процедуре. 1. Установить доверительные от» ношения с папистом, оценить его способность к самостоятельному проведению процедуры 2. Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости 3. Объяснить цель и ход исследования и получить согласие пациента на процедуру 4. Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно-пищевого и двигательного режима 5. Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования 6. Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса, убедиться в умении заполнять лист 7. Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета водного баланса. Примечание: твердые продукты питания могут содержать от 60 до 80% воды 8. Подготовить оснащение: градуированные емкости для мочи, лист учета выпитой и выделенной жидкости (учета водного баланса). Выполнение процедуры 1. Объяснить, что в 6.00 необходимо выпустить мочу в унитаз для исключения из суточного диуреза образовавшейся за ночь мочи 2. Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез 3. Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета 4. Фиксировать количество поступившей жидкости в листе учета 5. Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 6.00 следующего дня 6. В 6.00 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре Окончание процедуры. 1. Медицинской сестре определить какое количество жидкости должно выделиться вместе с мочой (в норме). Расчет учета водного баланса определяется по формуле: количество выпитой жидкости х 0,8 (80%) = количеству мочи, которое должно выделиться в норме 2. Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в норме) 3. Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме). Примечание: отеки нарастают (или есть) 4. Считать водный баланс положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитано. Примечание: это может быть результатом действия диуретических лекарственных мочегонных продуктов питания, влияния холодного времени года 5. Сделать записи в листе учета водного баланса Лист учёта водного баланса Образец Дата______________ Наименование больницы _____________________ Отделение ____________ Палата № ___________ Ф.И.О. Иванов Петр Сергеевич Возраст 45 лет Масса тела 70 кг Диагноз Обследование. Время Выпито Кол-во жидкости Время Выделено мочи в мл (диурез) 9.00 Завтрак 250,0 10.40 220,0 10.00 В/в капельно 400,0 12.00 180,0 14.00 Обед 350,0 17.00 150,0 16.00 Полдник 100,0 20.00 200,0 18.00 Ужин 200,0 3.00 170,0 21.00 Кефир 200,0 6.00 150,0 За сутки Всего выпито 1500,0 Всего выделено 1070,0 РАСЧЕТ. В нашем примере суточный диурез должен составлять: 1500x0,8 (80% от кол-ва выпитой жидкости) = 1200 мл, а он на 130 мл меньше. Значит, водный баланс отрицательный, что указывает на неэффективность лечения или нарастание отеков. 5. Оценка боли. Первичная оценка боли Первичную оценку боли дать достаточно сложно, поскольку боль - это субъективное ощущение, включающее в себя неврологические, физиологические, поведенческие и эмоциональные аспекты. При первичной, текущей и итоговой оценке, проводимой с участием пациента, за отправную точку следует брать субъективные ощущения пациента. «Описание человеком боли и наблюдение за его реакцией на неё - основные методы оценки состояния человека, испытывающего боль». H. Роупер и соавт.приводят три основных метода проведения оценки: - описание боли самим человеком; - изучение возможной причины появления боли; - наблюдение за реакцией человека на боль. Прежде всего следует определить локализацию боли. Вначале, как правило, человек указывает на достаточно большой участок, затронутый болью. Однако при более детальном расспросе этот участок оказывается меньшего размера и более локализованным. Далее следует выяснить возможную причину и время появления боли, условия исчезновения боли, а также её продолжительность, факторы, усиливающие или ослабляющие боль. Интенсивность боли должна быть оценена, исходя из ощущения этой боли самим пациентом, и не обязательно определяется по его реакции на боль. Для этого может быть использована шкала оценки боли в баллах (вербальная сравнительная шкала рейтинга боли): 0 - боль отсутствует в состоянии покоя и при движении; 1 - боль отсутствует в состоянии покоя, лёгкая боль при движении; 2 - лёгкая боль в состоянии покоя, умеренная боль при движении; 3 - умеренная боль в состоянии покоя, сильная боль при движении; 4 - сильная боль в состоянии покоя и при движении. Опыт показывает, что пациенты часто не сообщают о боли или дают неадекватную информацию, занижая свои ощущения. Рядом исследователей установлено, что медицинские работники часто переоценивают степень облегчения боли в результате проведённой аналгезии и занижают уровень боли, испытываемой пациентом. Наиболее эффективным способом, позволяющим установить интенсивность боли у пациента до и после аналгезии, является использование линеек со шкалой, по которой оценивается сила боли в баллах. Эти линейки представляют собой прямую линию, на одном конце которой отмечена точка отсутствия боли (0 баллов), а на другом конце находится точка, соответствующая нестерпимой боли (10 баллов). Сестра объясняет пациенту, что означает сила боли в 10 баллов, 8 баллов и т.п. Затем пациент отмечает на линейке точку, соответствующую его ощущению боли. Приведены примеры таких линеек. Примеры линеек со шкалой для определения интенсивности боли. Использование подобных линеек даёт более объективную информацию об уровне боли, чем фразы: «Я не могу больше терпеть боль», «Ужасно болит», «Это невыносимо». (Для оценки интенсивности боли у детей может быть использована шкала, на которой изображены лица, выражающие разные эмоции) Если внимательно наблюдать за реакцией на боль, то можно получить полезную информацию о состоянии пациента, особенно при невозможности вербального общения или в случае помутнения сознания. О сильной боли могут свидетельствовать бледность, учащение дыхания, повышение артериального давления, повышенное потоотделение, человек может скрежетать зубами, прикусывать нижнюю губу, сморщивать лоб. Реакцией на боль могут быть изменение поведения, снижение (потеря) аппетита, уменьшение объёма повседневной деятельности. Вынужденное положение пациента, беспокойство, плач, стон, иногда пронзительный крик также могут являться реакцией на боль. При этом исследователи, занимающиеся этим вопросом, утверждают, что «некоторые пациенты нуждаются в том, чтобы сёстры говорили им о том, что их поведение, связанное с болью, является нормальным и уместным и что другие люди так же реагируют на боль». Проводя первичную оценку боли, следует выяснить у пациента её характер (тупая, острая, жгучая, сжимающая, колющая и т.п 0 - пациента боль не беспокоит; 2 - боль беспокоит незначительно; 4 - боль немного беспокоит; 6 - боль существенно беспокоит; 8 - боль значительна, сознание пациента сконцентрировано на боли; 10 - боль настолько сильна, насколько пациент может её представить; он еле сдерживается и причины возникновения. Так, боль в области желудка может возникать до, во время и после еды, боль в суставах может быть в покое и/или при движении и т.д. Шум, яркий свет, а также чувство страха, тревога, также могут быть причиной боли. Человек, как правило, легко указывает на факторы, вызывающие боль. И наконец, следует выяснить у человека, как он переносил подобную боль ранее. Для самооценки боли пациенту может быть предложена одна из описательных шкал. Сопоставьте слово (слова), которое соответствует Вашей боли, с цифрой на прямой линии, которая покажет степень тяжести Вашей боли. Проведите стрелку от этого слова к цифре или скажите медицинской сестре. Сестринский процесс при боли Очень важно, чтобы сестра делала выводы после проведения первичной оценки не только по результатам осмотра пациента и его поведения, но и на основании описания боли и её оценки самим пациентом: боль - это то, что о ней говорит пациент, а не то, что думают другие. Данные карты могут быть особенно полезны в случаях, когда человек способен принимать активное участие в процессе анализа, мониторинга и оценки боли вместе с медицинской сестрой, а также когда с помощью сестринского вмешательства можно добиться некоторого ослабления боли. Однако эти карты малоэффективны в случаях неустранимых болей. Методы оценки боли должны отвечать конкретным потребностям разных групп пациентов. Важно выбрать тот метод, который будет в наибольшей степени соответствовать конкретному типу болевых ощущений. Например, неприемлемо использовать карту оценки боли, предназначенную для пациентов с хронической болью, для оценки послеоперационных болей. Исследование применения карты оценки боли, используемой в Королевской больнице Марсден (Великобритания), показало, что данная карта является ценным методом оценки болей в 98% случаев. «Приводимое ниже руководство по исходной оценке боли основано на карте оценки боли, разработанной в Королевской больнице Марсден. Возможно, Вам придется изменить эту карту, чтобы она отвечала потребностям той области, в которой Вы работаете». И. Роупер и соавт. приводят данные исследований, прове- дённых Клосс (1990), в которых говорится о том, что «от недостаточного использования наркотических болеутоляющих средств можно ожидать неблагоприятных для пациента последствий, как физических, так и психологических». При этом Клосс отмечает, что причинами недостаточного использования наркотических анальгетиков являются: - «преувеличение убеждения в том, что, во-первых, опиаты вызывают привыкание к ним пациента, а во-вторых, они обладают побочным действием, угнетая дыхательный центр; - трудности при проведении первичной оценки боли, обусловленные нежеланием и страхом многих пациентов обращаться с просьбами о назначении им наркотических средств». К сожалению, в нашей стране пока не используются специальные устройства, которые, будучи соединёнными с веной пациента, позволяют ему самостоятельно простым нажатием кнопки вводить себе через заранее установленные промежутки времени обезболивающее средство сразу после того, как он почувствует интенсивную боль. При этом предусмотрен механизм, исключающий передозировку препарата. При наличии боли у престарелых людей следует помнить о том, что у них часто имеется более одного источника боли, а также о возможных сложностях в общении, связанных с нарушением зрения, слуха или снижением познавательных способностей. Помимо лекарственной терапии, проводимой сестрой по назначению врача, в пределах её компетентности имеются и другие способы обезболивания. Уменьшить боль могут отвлечение внимания, изменение положения тела, применение холода или тепла, обучение пациента различным методикам расслабления, растирание или лёгкое поглаживание болезненного участка. Мы уже говорили о том, что хроническая боль изменяет образ жизни человека. Люди, обречённые жить, испытывая хроническую боль, нуждаются в особом комплексном лечении, которое многие из них могут получить в специальных лечебных учреждениях - хосписах. В хосписе пациента обучают, как совладать с болью и жить с ней, а не как излечить эту боль. Человеку помогают максимально возможно повысить качество своей жизни. Способы обезболивания, используемые в хосписах, можно разделить на три группы: - физические (изменение положения тела, применение тепла или холода, массаж и вибрация, акупунктура); - психологические (общение, отвлечение внимания, музыкальная терапия, техника расслабления и снятия напряжения, гипноз); - фармакологические (местные и общие анальгетики, транквилизаторы). Поиск новых способов обезболивания продолжается постоянно. Однако когда лекарственные средства в тех или иных случаях оказываются недостаточно эффективными или недоступными для пациентов (как правило, если пациент находится вне лечебного учреждения), первостепенное значение должно придаваться другим, нефармакологическим способам обезболивания. Оценка результатов сестринского вмешательства Для проведения итоговой оценки успешности сестринских вмешательств необходимы объективные критерии. Во многих странах постоянно ведутся научные исследования в этой области. Приведённые выше примеры линеек и шкал для определения интенсивности боли могут служить одним из критериев как при текущей, так и при итоговой оценке. Следует признать, что медицинская сестра не единственный человек, помогающий пациенту достичь эффекта обезболивания. Две шкалы, приведённые ниже, тоже помогут объективной оценке уменьшения боли: Шкала для характеристики ослабления боли: А - боль полностью исчезла; Б - боль почти исчезла; В - боль значительно уменьшилась; Г- боль уменьшилась слегка; Д - нет заметного уменьшения боли. Шкала успокоения: 0 - успокоение отсутствует; 1 - слабое успокоение; дремотное состояние, быстрое (лёгкое) пробуждение; 2 - умеренное успокоение, обычно дремотное состояние, быстрое (лёгкое) пробуждение; 3 - сильное успокоение, усыпляющее действие, трудно разбудить пациента; 4 - пациент спит, глубокий сон. Рекомендуемый план ухода при боли Боль и желание её уменьшить - основные причины обращения людей за медицинской помощью. Многие понимают, что полностью снять боль невсегда возможно. Однако каждый пациент имеет право на адекватное обезболивание, декларированное ему в «Законе РФ об охране здоровья граждан».