Дневное отделение, Занятие 23 Тема: Медико-санитарное просвещение и обучение пациента. Составление памяток, планов бесед, дневника динамического наблюдения. Содержание: 1. Методы, приемы, средства санитарного просвещения. 2. Организационные формы: консультирование, беседы, печатная информация. 3. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний. 4. Составление памяток пациентам и родственникам. 5. Проведение ежедневной индивидуальной санитарной просветительской работы с пациентами и посетителями ЛПУ. 6. Проведение бесед о здоровом образе жизни. 1. Методы, приемы, средства санитарного просвещения. Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи: снижение распространенности курения; улучшение качества питания; увеличение физической активности; смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни; соблюдение населением мер личной и общественной гигиены; снижение потребления алкоголя; профилактика употребления наркотиков; Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные. Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами. Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма. Виды медицинских профилактических услуг: профилактическое консультирование отдельных пациентов; профилактическое консультирование групповое; профилактические медицинские осмотры; вакцинопрофилактика; диспансеризация; профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.); Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни: Методы Средства Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д. Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов. Наглядный ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени. смешанный Все средства вместе. 2. Организационные формы: консультирование, беседы, печатная информация. Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат. Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания. Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция). Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория. Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор. Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций. Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья. Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.). Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды. Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика». Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов. Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими. Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием. В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал. Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата. Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья. Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля. Уголок здоровья Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа: • согласование организации уголка с руководством данного учреждения; • определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.); • выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей; • подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района. Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала). Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья. Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения. Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи. 3. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний. Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни является одним из направлений деятельности медицинской службы, представляющим собой систему мероприятий, направленных на повышение уровня медицинской культуры военнослужащих, гражданского персонала ВС, членов семей военнослужащих. Основными задачами медицинской службы по этому направлению деятельности являются: — пропаганда законодательства РФ по вопросам здравоохранения в стране; — пропаганда медицинских и гигиенических знаний; — пропаганда здорового образа жизни, мобилизация личного состава на сознательное выполнение требований уставов, приказов, руководств, направленных на сохранение и укрепление здоровья и физического развития личного состава; — совершенствование знаний и закрепление практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах и заболеваниях. Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Она планируется на год (по периодам обучения войск), на каждый месяц и согласовывается с командованием. Тематика пропаганды гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни определяется: задачами войск, временем года, контингентом обучаемых, особенностями военного труда, краевой патологией, заболеваемостью личного состава, санитарным состоянием части. Пропаганда медицинских знаний, здорового образа жизни проводится с широким использованием средств массовой информации – печати, радио, телевидения и др., во всех медицинских подразделениях, частях и является служебной обязанностью всего медицинского состава. В целях привлечения медицинского состава к участию в этой работе устанавливается обязательный минимум рабочих часов для различных категорий (количество часов в месяц): для начальника медицинской службы части – 2 часа, для врачей войскового звена – 4-6 часов; для врачей лечебно-диагностических подразделений – 2 часа; для среднего и младшего медицинского персонала – 4 часа. Организационно-методическое руководство пропагандой медицинских, гигиенических знаний и здорового образа жизни осуществляет Главное военно-медицинское управление Министерства обороны и методические бюро при начальниках медицинской службы видов Вооруженных Сил, военных округов в соответствии с действующим положением. Консультативную помощь методическим бюро оказывает методический кабинет по пропаганде гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни Военно-медицинского музея Министерства обороны. Для наиболее эффективного проведения пропаганды гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни должны быть широко использованы университеты и факультеты здоровья, организуемые медицинской службой при окружных (гарнизонных) домах офицеров и клубах частей (соединений). Во всех частях с прибывшим пополнением должен проводиться вводный санитарно-гигиенический инструктаж, в содержании которого необходимо включать следующие вопросы: краткая санитарно-гигиеническая характеристика части, военной профессии, значение основных профилактических мероприятий, проводимых в части, профилактических осмотров, диспансеризации, прививок и др. Кроме того, должны быть освещены специальные вопросы по гигиене и физиологии военного труда, промышленной санитарии, разъяснено значение общеоздоровительных мероприятий по укреплению состояния здоровья военнослужащего (режим питания и отдыха, закаливание, физкультура, спорт и т.п.). Пропаганда гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни должна проводиться не только со всем личным составом подразделения, но и с отдельными группами военнослужащих (отстающими по боевой подготовке, длительно и часто болеющими, работниками питания, водоснабжения, шоферами, парикмахерами и другими специалистами). В каждом медицинском пункте, лазарете и лечебном учреждении должны широко использоваться наглядные средства агитации – плакаты, фотовыставки. Ответственность за организацию пропаганды гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни возлагается на начальника медицинской службы части, который обязан планировать эту работу., учитывать тематику, принимать меры к обеспечению наглядными и методическими материалами, проводить инструктаж руководителей, читать лекции, поддерживать связь с местными центрами здоровья и другими учреждениями службы формирования здорового образа жизни: домом офицеров гарнизона, базой кинопроката, начальником клуба части (учреждения), заместителем командира части, заместителем начальника учреждения по воспитательной работе, а также с учреждениями и общественными организациями, занимающимися пропагандой гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни. 15.1. Гигиеническое воспитание основ здорового образа жизни военнослужащих Личная гигиена — система знаний, навыков, мотивов и форм поведения по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья на индивидуальном уровне применительно к образу жизни каждого человека. Особое значение соблюдение правил личной гигиены имеет для военнослужащих, поскольку является основой поддержания боеспособности частей и подразделений. Основные правила личной гигиены выработались на протяжении длительной истории развития гигиены. Они отражены в уставных положениях и их выполнение является служебной обязанностью каждого военнослужащего. Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие военнослужащих – важная и неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Каждый военнослужащий должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и воздерживаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.). Выполнение правил личной гигиены включает: · утреннее умывание с чисткой зубов; · мытье рук перед приемом пищи; · умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном; · своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей; · еженедельное мытье в бане со сменой нательного белья, портянок и носков; · содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели, своевременную смену подворотничков. Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения. Ношение бороды разрешается только офицерам и прапорщикам (мичманам). Обязанностью военнослужащих является поддержание чистоты в спальных помещениях и других комнатах общего пользования, а также на территории расположения части, регулярное проветривание жилых помещений. Личная гигиена военнослужащего включает закаливание и физическое совершенствование, способствующие повышению устойчивости к неблагоприятным изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач. Закаливание должно проводиться систематически, с учетом здоровья военнослужащих и климатических условий местности путем использования водных, воздушных и солнечных факторов в сочетании с занятиями физической подготовкой и спортом. Основными способами закаливания военнослужащих являются: · ежедневное выполнение физических упражнений на открытом воздухе; · обмывание до пояса холодной водой или принятие кратковременного холодного душа; · полоскание горла холодной водой; — проведение в зимний период лыжных тренировок и занятий, выполнение хозяйственных работ в облегченной одежде; · в летний период – проведение занятий и спортивно-массовых мероприятий в облегченной одежде, принятие солнечных ванн и купание в открытых водоемах в свободное от занятий и работ время и в дни отдыха. Занятия физической подготовкой и спортом осуществляются на утренней физической зарядке, учебных занятиях, во время спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности военнослужащих, а также в виде самостоятельных тренировок. На занятиях выполняются физические упражнения с использованием различных способов тренировки и дозирования физической нагрузки с учетом принадлежности военнослужащих к виду Вооруженных Сил и роду войск, возраста и состояния здоровья. Мероприятия по закаливанию и физической подготовке военнослужащих проводятся командирами подразделений. Важным элементом личной гигиены является поддержание чистоты тела. Солдаты и сержанты должны мыться в бане не реже одного раза в неделю, а повара и пекари, кроме того, ежедневно принимать душ. Механики-водители (водители), ремонтники принимают душ по мере необходимости. Для помывки (приема душа) военнослужащие обеспечиваются мылом, полотенцами и продезинфицированными мочалками. Белье нательное и постельное, полотенца, портянки, носки должны меняться один раз в неделю, в дни помывки в бане; поварам и пекарям нательное белье меняется не менее двух раз в неделю. В подразделении должна быть организована сушка обмундирования. С поступлением на службу военнослужащий должен быть обучен путем многократных повторных занятий правилам личной гигиены и способам их реализации в конкретных условиях. Выполнение правил личной гигиены систематически проверяется командирами подразделений. Перечисленные правила личной гигиены военнослужащих включают самые необходимые требования, невыполнение которых влечет ухудшение санитарно-эпидемической обстановки и, в конечном итоге, боеспособности частей и подразделений. Однако гигиеническое сознание современного человека, военнослужащего не может ограничиваться набором правил и рекомендаций соблюдения элементарной чистоты и закаливания. Человек должен владеть более широким перечнем знаний и навыков по сохранению и укреплению личного здоровья. Совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека, составляет понятие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, как и здоровье, понятие комплексное, включающее социальные, экономические, биологические, медицинские, этические, психологические аспекты. Роль военного врача в формировании здорового образа жизни отличается специфичностью воздействия на здоровье человека, поэтому не может быть упущена или компенсирована какой-либо другой деятельностью. Процесс формирования здорового образа жизни — гигиеническое воспитание — не кратковременное мероприятие, а широкое общественное явление, развитие и стимулирование которого — одна из функций государства и его институтов, требующее в силу своей масштабности существенного внимания и затрат Основными средствами формирования гигиенического сознания, понятий здорового образа жизни являются пропаганда, просвещение и обучение. Эффективность этих методов во многом зависит от уровня общественного сознания и культуры. Как показывает опыт, названные методы наиболее эффективны когда реализуются на индивидуальном уровне. С гигиенических позиций необходимым элементом жизни, формирующим человека как биосоциальное существо и определяющим его соматическое, психическое здоровье и социальное благополучие, является труд. Человеческий организм, как биомеханическая система формировался в процессе эволюции под воздействием труда и его основного компонента — движения. Взаимодействие различных сфер трудового процесса сложилось давно, однако вклад каждого компонента и их качественная характеристика в последнее время коренным образом изменились. В связи с механизацией и автоматизацией производства, сферы бытовых услуг резко сократилась физическая составляющая труда. Доля физического труда населения в XX веке составляет 1% в сравнении с прошлым веком. Существенно изменилось содержание труда военных специалистов — их среднесуточные энерготраты не превышают легкой или средней степени тяжести труда и составляют 10000-12000 кДж. Отсутствие необходимого генетически обусловленного компонента жизни – движения – сказывается на состоянии здоровья и раннем появлении болезней, связанных с гипокинезией. Ее сочетание с перееданием, употреблением алкоголя и психо-эмоциональной напряженностью оборачивается развитием гипертонической болезни, ожирения, ишемической болезни сердца, преждевременным старением и смертью. Качественные изменения произошли и в сфере умственного труда. Существенно увеличилась информационная нагрузка в работе военных специалистов, руководителей, ученых, инженеров, творческих работников, врачей и т.п. В условиях дефицита времени человек должен принимать ответственные решения, что ведет к переутомлению, перенапряжению психо-эмоциональных процессов, появлению отрицательных эмоций. Известно, что для их преодоления требуется мобилизация наиболее ранимой и малостойкой тормозной системы, расходование функциональных резервов которой неизбежно ведет к расстройству регуляторных функций всей ЦНС. Таким образом, современный труд во многих сферах производства утратил свою первоначальную гигиеническую сущность — поддержание и укрепление здоровья, а также совершенствование человека как биосоциального существа. Практически для человека, занятого преимущественно умственным трудом, остались два способа «насыщения» организма двигательной активностью: физическая культура и индивидуально полезный труд вне сферы основной работы. Для реализации своей потребности в движении взрослый человек должен проходить в сутки не менее 20 тысяч шагов (12-15 км) или заниматься не менее 1-1,5 часов физической подготовкой, включающей бег, кросс (1-3 км), силовые упражнения. Наиболее оптимальным является использование игровых физических упражнений. Это связано с тем, что во всяком действии, движении, работе, занятии должны присутствовать реальные мотивы, интерес, целевые установки и результаты труда. Таковые частично имеют место в игровых упражнениях, построенных на соперничестве. В совокупности с основной работой индивидуально полезный труд, применяемый в разумных пределах, компенсирует гипокинезию, снижает психо-эмоциональную напряженность, полученную в течение рабочего дня, недели. При этом важно и оздоровительное воздействие пребывания вне помещений на чистом воздухе. При отсутствии средств механизации, источников электроэнергии выполняемые работы могут быть средней или тяжелой степени напряженности. Это следует учитывать при определении продолжительности работ и их напряженности для людей средних и старших возрастных групп, поскольку могут наступать переутомление, снижение эффективности основной работы, а также обострение скрытой патологии: сердечно-сосудистой, дыхательной недостаточности. Продолжительность индивидуально полезного труда не должна превышать 3-4 часов в день, 16-18 часов в неделю. Гигиеническим критерием эффективности работы, физической культуры, являются показатели физического развития и их устойчивость (масса тела, аэробная мощность, физическая работоспособность, мышечная сила и т.п.), гемодинамики (ЧСС, артериальное давление), улучшение психо-эмоционального состояния, повышение резистентности организма, снижение заболеваемости. Установлено, чем проще связь человека с орудием труда, чем более осязаемы предмет и результат труда, тем сильнее положительное влияние физического компонента его на интеллектуальную сферу (по принципу обратной связи), чем ближе эта связь к естественноисторической, тем эффективнее оздоровляющая, гигиеническая функция труда. Однако не следует упрощать роль орудия производства, которое должно стимулировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности. Обычные физические упражнения мотивационного компонента лишены. В армейских условиях физическая подготовка как один из главных видов боевой подготовки — социально-полезного труда является обязанностью военнослужащего и призвана восполнять физический компонент труда, поддерживая физическое состояние личного состава на должном уровне. Критерием физической способности военнослужащих служат результаты выполнения упражнений военно-спортивного комплекса (ВСК). Основными упражнениями ВСК являются бег и кроссы, характеризующие общую выносливость. Названный показатель физической подготовленности обуславливается в основном способностью кардиореспираторной системы обеспечивать организм кислородом, что именуется аэробной мощностью. Поэтому в физической подготовке наряду с другими упражнениями и занятиями кроссовым упражнениям, бегу должно уделяться большое внимание. В контроле физического совершенствования видное место занимает военный врач, который обязан дать командиру объективную оценку физического состояния каждого военнослужащего и обосновать профилактические рекомендации по коррекции трудового процесса, физической активности. В этой работе рекомендации врача должны быть взвешенными, поскольку назначение физических упражнений может иметь негативные последствия, связанные в основном с неподготовленностью кардиореспираторной системы к значительным нагрузкам, возможной ишемизацией миокарда или возникновением гипертонических кризов и т.п. Поэтому применение физических упражнений должно быть постепенным, под медицинским контролем. Критериями могут быть показатели частоты сердечных сокращений, артериальное давление, общее самочувствие. Во время физических упражнений нежелательны тахикардия более 140 ударов, увеличение артериального давления более, чем на 10-15 мм рт.ст. При этом верхние реальные энерготраты организма не должны превышать 5900 ккал (14000 кДж). За названным пределом ежедневный систематический труд может привести к физической и психической деградации, раннему увяданию. Границы и пределы отдыха, как и труда, известны. Отдых — необходимый компонент здорового образа жизни — направлен на восстановление физических сил и резервов, обогащение жизни в других областях человеческой деятельности. Задачами отдыха являются изменение сложившегося стереотипа жизнедеятельности, снятие стрессовых ситуаций, накопившегося утомления или переутомления. Основными параметрами отдыха служат его содержание и продолжительность. Отдыхом можно назвать любой род деятельности , отличный от основного труда, он обязан включать периоды физического и морально-психологического покоя в виде сна, чтения, дневного сна, сеансов релаксации. Полезными являются изменение места пребывания, использование возможностей туризма, лечебно-профилактических учреждений. Лучший отдых — это сочетание его с физическим трудом. При этом величина физического компонента должна быть такой, чтобы к началу рабочего цикла происходило полное восстановление физических, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов, главными критериями чего являются желание и возможность работать. Достижение такого состояния индивидуально, однако, как правило, оно равно 2-4 неделям. При более продолжительном отдыхе отмечается удлинение периода последующей врабатываемости. Далеко не всегда отпуск решает задачу борьбы с переутомлением. Отдых военнослужащих регламентирован законом «О статусе военнослужащих», уставом внутренней службы ВС РФ, другими официальными документами. При их выполнении гарантируется достаточная компенсация трудовых затрат. Гигиенически обоснован разрыв отпуска, увеличение его продолжительности для военнослужащих старших возрастных категорий, использование лечебно-профилактических учреждений. В деятельности командира немаловажное значение имеет оценка, контроль за реализацией прав военнослужащих на отпуск, отдых и регламентацию служебного времени. Комплекс знаний, поведенческая ориентация человека, направленные на рациональное удовлетворение одной из основных потребностей — в пище составляют культуру питания. Питание человека — не механическое потребление необходимых веществ из внешней среды, а сложный процесс добычи, выбора, приготовления, потребления пищи. Гигиенические аспекты культуры питания составляют понятие «рациональное питание» и включают знания, навыки, убеждения, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Это достигается регулярным поступлением в организм необходимого количества питательных веществ и предотвращением попадания вредных, чужеродных веществ, болезнетворных микроорганизмов. Необходимые знания о рациональном питании военнослужащий должен получать от медицинского работника. Для этого должны использоваться контакты в ходе диспансерного наблюдения, консультаций, на занятиях по пропаганде гигиенических знаний и здорового образа жизни. Каждый человек должен иметь представление о количестве и качестве потребляемой пищи, о том, как предохраниться от заболеваний, передаваемых с пищей. Физиологическим и весьма точным регулятором потребления пищи является чувство аппетита, возрастающее при снижении в крови уровня некоторых питательных веществ (глюкоза, аминокислоты). В молодом возрасте это чувство, как правило, адекватно отражает потребности организма в пище, и при насыщении человек отказывается от дальнейшего ее потребления. Однако с возрастом почти у половины людей аппетит перестает адекватно отражать реальную потребность в пище. В результате человек потребляет избыточное ее количество, что приводит к увеличению массы тела за счет жира, а в последующем — к повышению артериального давления, уровня холестерина в крови, сердечно-сосудистым заболеваниям. Человек должен знать о возможной наследственной предрасположенности к накоплению жира, об основных факторах, способствующих ожирению: снижении физической активности, употреблении алкоголя, психо-эмоциональной напряженности, изменении гормонального статуса. Все перечисленные факторы поддаются коррекции, за исключением последнего, хотя и уровень гормонов существенно зависит от физической активности, употребления алкоголя и психо-эмоциональной напряженности. Каждый человек должен уметь оценивать свою массу тела. Наиболее простым методом является определение масса-ростового индекса. Этот метод является наиболее информативным, он признан ВОЗ, во многих зарубежных армиях его именуют индексом Кетле: I= m / p2, где: m — масса тела, кг; p — длина тела, м. Индекс должен находиться в пределах от 20,0 до 25,0. Его превышение в пределах от 25,0 до 30,0 следует интерпретировать как избыточную массу тела, от 30,0 и более — как ожирение. Индекс массы тела менее 20,0 считается дефицитом массы тела. Таким образом, к основным гигиеническим рекомендациям следует отнести: · ограничение потребления пищи — после еды должно оставаться легкое чувство голода и легкости; · воздержание от употребления алкоголя как каждодневного явления; · употребление в пищу преимущественно растительных продуктов; · слежение за собственной массой тела и артериальным давлением; · включение для людей умственного труда физической нагрузки в виде физических упражнений или индивидуально-полезного труда; — · исключение ситуаций с выраженным нервно-психическим напряжением. Не менее важным является раздел знаний человека о качественном составе потребляемой пищи, о приоритетах в выборе пищевых продуктов, о их реальной полезности, о риске болезней и состояний, возникающих при отсутствии в пище незаменимых веществ. Человек должен иметь представления о потребностях организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, воде. Белковая квота питания молодого человека должна содержать не менее 50 г белков животного происхождения, источниками которого являются мясо, рыба, молочные продукты, яйца. Ограничение этих продуктов в диете приводит к снижению физической работоспособности и проявлениям алиментарной дистрофии. Средняя суточная норма потребления молодым человеком мяса должна быть не менее 200-300 г, рыбы — 100 г, 1 яйца, 200-500 мл молока, 20-50 г сыра или творога. Жир является для организма не только источником энергии. Потребление животных жиров сопровождается поступлением в организм избыточного количества холестерина, которое может нарушить обычный баланс этого вещества в кровотоке и привести к инфильтрации сосудистой стенки — атеросклерозу с последующими более глубокими нарушениями сердечно-сосудистой системы: инфарктам, инсультам. Гигиеническими рекомендациями должны быть: ограничение потребления жиров животного происхождения, к числу которых относятся сливочное масло, копченые колбасы, сало и др.; — замена естественных животных жиров маргаринами, приготовленными из растительных жиров (соевого, кукурузного и оливкового масел) и свободными от холестерина, с высокими вкусовыми качествами и содержанием витаминов. Человек ежедневно должен получать не менее 6,0 г непредельных жирных кислот, необходимых для поддержания резистентности, продукции гормонов. Такое количество этих пищевых веществ содержится в 50 г растительных масел, которые должны присутствовать в рационе. Велика роль в здоровом питании балластных веществ (клетчатки, пектина), количество которых должно быть не менее 25 г. По мнению ученых, поступление в организм этих веществ достигается потреблением в сутки 1 кг фруктов и 1 кг овощей, что должно рассматриваться как минимальная ежедневная норма здорового человека. Поведенческие ориентиры потребления витаминов следует формировать в отношении, прежде всего, аскорбиновой кислоты (витамин С) и каротина (витамин А). Большинство других витаминов содержится в необходимом количестве в обычном рационе человека и лишь в определенных условиях могут возникать проявления гиповитаминозов и авитаминозов. Суточную потребность в аскорбиновой кислоте, составляющую не менее 100 мг, можно удовлетворить обязательным включением в рацион овощей и фруктов (картофель, капуста, лук, цитрусовые, ягоды и т.п.), совокупная масса которых должна быть не менее 1,0-1,2 кг). Витамин А поступает в организм преимущественно с молочными жирами, частично с каротиноидсодержащими овощами — морковью, свеклой, картофелем, которые должны присутствовать в рационе. Каждый человек должен знать, что отсутствие водорастворимых витаминов уже через 3-6 месяцев, а жирорастворимых — через 1,0-1,5 года может обернуться необратимыми изменениями здоровья. Недостаток витаминов в пище должен компенсироваться приемом витаминных препаратов или витаминизированных продуктов. Человек, как правило, не сталкивается с недостатком необходимых микроэлементов — цинка, меди, железа, марганца и других, поскольку они содержатся в достаточном количестве в обычных продуктах — хлебе, мясе, овощах, и потребность в них невелика — около 1,0-10,0 мг. Проблемы возникают чаще с макроэлементами — натрием, калием, кальцием. Обычный рацион содержит избыточное количество натрия, которое может втрое превышать рекомендуемую норму — около 6,0 г. Поэтому необходимо рекомендовать ограничение в потреблении поваренной соли и соленых блюд. В то же время организм может находиться в состоянии гипокалиемии, поскольку этот элемент содержится в ограниченном числе продуктов (фрукты, мясо, хлеб), потребление которых удовлетворяет организм лишь в обычных компенсированных условиях (около 4,0 г). При высоких физических нагрузках, перегревании, когда с потом теряется большое количество солей (до 1,0 г калия с каждым литром пота), могут возникнуть проявления гипокалиемии в виде сердечной слабости, в том числе и с летальным исходом. У человека должен быть выработан навык компенсации потерь солей и воды при высоких физических и тепловых нагрузках, которые часто имеют место в учебно-боевой деятельности военнослужащих. Суточная потребность в кальции составляет 1,0 г. Особенно он необходим молодым растущим людям, а также подвергающимся большим физическим нагрузкам. Основными его источниками являются молоко и молочные продукты, поэтому содержание их в рационе должно быть обязательным. Одним из элементов здорового образа жизни является обеспечение или достижение безвредности питания. В этом смысле под качеством питания понимается комплекс знаний человека о внешних и органолептических показателях пищевых продуктов, а также элементарных приемах, обеспечивающих безопасность питания. Пища, как наиболее интимный и сильнодействующий фактор среды, может содержать немикробные агенты — соли тяжелых металлов, пестициды, пищевые добавки, продукты производства, загрязняющие окружающую среду, и микробные — бактерии, грибы, вирусы, продуцирующие при размножении и накоплении токсины. В определенных условиях пища может становиться звеном передачи инфекционных болезней, фактором эпидемической опасности. Основным потенциальным фактором вредного воздействия на организм в питании является микробный, который в 1000 раз превосходит опасность загрязнения вредными химическими веществами окружающей среды, в 100 раз — остатками пестицидов и пищевых добавок, в 0 раз — естественными токсическими компонентами. При нарушениях правил обработки и реализации пищи может происходить размножение и накопление микробов, которые в процессе своей жизнедеятельности разлагают органические соединения — белки, жиры, углеводы — на более простые вещества, в том числе и вредные для здоровья человека, а также токсины. Размножение неболезнетворных, микробов, как правило, приводит к изменению органолептических свойств пищи (внешнего вида, цвета, запаха, вкуса), что несложно выявляется органами чувств и служит основанием для проявления определенной осторожности или даже отказа от опасной пищи. Большинство болезнетворных микробов, размножающихся и накапливающихся в готовой пище, не изменяют ее органолептических свойств, что затрудняет обнаружение непригодности пищи при визуальном и органолептическом контроле. В этом случае критериями безвредности и безопасности служат термическое состояние и сроки реализации готовой пищи. Определяющим показателем является тепловое состояние пищи. Для каждого вида микробов различают оптимальную, минимальную и максимальную температуру размножения. При оптимальной температуре жизненные процессы в микробной клетке протекают наиболее активно, при изменении температуры развитие микробов замедляется в зависимости от степени ее отклонения от оптимума. Для большинства микробов, в том числе болезнетворных, оптимальной температурой является температура тела человека – 37,5 °С. При температуре 50-60°С микробы погибают в течение 30-60 мин, при температуре 70-50°С – через 5-10 мин, а при 100-50°С – моментально. В условиях низких температур (менее 4-8°С) микробы, как правило, не размножаются, но и не погибают. Температурный интервал от 8-14°С до 60-65°С можно квалифицировать как зону «санитарного риска». Следует исключать хранение, приготовление, реализацию пищи в этой температурной зоне. Наибольшего внимания человека должны заслуживать продукты и блюда, хранимые и реализуемые в пределах этой зоны, особенно не подвергающиеся термической обработке или употребляемые после ее остывания — салаты, молоко, компоты, кисели, коровье масло. Пищу следует потреблять в горячем состоянии и достаточно быстро с момента приготовления — 20-40 мин, поскольку в этом случае снижается риск накопления микробов и токсинов. В противном случае обычным приемом должна стать повторная термическая обработка — кипячение, которую не рекомендуется повторять более одного раза. Достаточная термическая обработка и своевременная реализация готовой пищи гарантируют ее безвредность и безопасность даже при микробном обсеменении. Необходимо помнить, что микробы гибнут под действием прямых солнечных лучей, химических факторов (соль, сахар), дезинфектантов и др. В среде, лишенной влаги, питание микробов прекращается и наступает их гибель. К наиболее опасным в эпидемическом смысле относятся следующие готовые блюда: салаты, винегреты; молоко и молочные продукты; кисели, компоты; мясные, рыбные блюда; гарниры вторых блюд. Пропаганда здорового образа жизни должна включать также и представления о гигиенических требованиях к жилищу и его содержанию. Жилище, казарма , должны обеспечивать оптимальный тепловой баланс и поступление кислорода, предусматривать хорошее освещение и поддержание оптимального микроклимата в помещениях — температуру в пределах 18-20°С. Необходимо, чтобы воздух в помещениях был чистым и свежим. Изменение запаха вдыхаемого воздуха при входе в помещение, ощущаемое как «спертость», свидетельствует о накоплении углекислоты, антропотоксинов, микроорганизмов и требует его обновления, освежения, что достигается оптимальным устройством естественной (форточки, фрамуги, каналы) или искусственной вентиляции. Ежечасно воздух в помещении должен полностью обновляться, при этом «воздушный куб» должен быть не менее 25-30 м2, а площадь жилой комнаты, приходящуюся на 1 человека, желательно иметь не менее 12 м2. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в спальных помещениях производится из расчета не менее 12 м3 объема воздуха на одного человека. 4. Составление памяток пациентам и родственникам. ОБЩИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО УХОДУ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ 1) Поместите, если возможно, больного в отдельную комнату, а если нельзя, то выделите ему место у окна. 2) Кровать, по возможности, поставьте так, чтобы к ней был открыт доступ со всех сторон. Это поможет вам переворачивать больного, мыть его, менять постельное бельё. 3) Постель, не должна быть мягкой. Если это необходимо, застелите клеенкой матрац под поясницей. Простыня должна быть без складок; складки провоцируют пролежни. 4) Одеяло лучше использовать не тяжелое ватное, а шерстяное, легкое. 5) Рядом с постелью поставьте тумбочку (табуретку, стул) для лекарств, питья, книг и др. 6) В изголовье постели разместите бра, настольную лампу, торшер. 7) Чтобы больной мог в любую минуту вызвать Вас, приобретите колокольчик или мягкую со звуком резиновую игрушку (или поставьте рядом с больным пустой стеклянный стакан с чайной ложкой внутри). 8) Если больному трудно пить из чашки, то приобретите поильник или используйте соломку для коктейлей. 9) Если больной не удерживает мочу и кал, а у Вас есть средства, чтобы купить памперсы для взрослых или взрослые пеленки, то приобретите их. А если нет, то сделайте много тряпочек из старого белья для смены. 10) Используйте только тонкое (пусть старенькое) хлопчатобумажное белье для больного: застежки и завязки должны быть спереди. Приготовьте несколько таких рубашек для смены. 11) Проветривайте комнату больного 5-6 раз в день в любую погоду на 15-20 минут, укрыв больного потеплей, если на улице холодно. Протирайте пыль и делайте влажную уборку каждый день. 12) Если больной любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать - обеспечьте ему это. 13) Всегда спрашивайте, что хочет больной и делайте то, о чем он просит. Он знает лучше Вас, что ему удобно и что ему нужно. Не навязывайте свою волю, всегда уважайте желание больного. 14) Если больному становится хуже, не оставляйте его одного, особенно ночью. Соорудите себе постель рядом с ним. Включите ночник, чтобы в комнате не было темно. 15) Спрашивайте больного, кого бы он хотел видеть и зовите к нему именно этих людей, но не утомляйте его визитами друзей и знакомых. 16) Питание должно быть легко усваиваемым, полноценным. Желательно кормить больного небольшими порциями 5-6 раз в день. Пищу готовьте так, чтобы она была удобна для жевания и глотания: мясо в виде котлет или суфле, овощи в виде салатов или пюре. Конечно, необходимы супы, бульоны, каши, творог, яйца. Важно ежедневное употребление овощей и фруктов, а также ржаного хлеба и кисломолочных продуктов. Не старайтесь давать всю пищу только в протертом виде, иначе кишечник будет работать хуже. Во время кормления желательно, чтобы больной находился в полусидячем положении (чтобы не поперхнуться). Не укладывайте его сразу после еды. Не забывайте поить пациента соками, минеральной водой. ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТА Уход за больным, когда все делается за него и обо всем необходимом ему приходится просить близких, - это самое трудное время для каждого человека, задействованного в этой ситуации. Самостоятельность болеющего человека во многом зависит от того, как организовано его жизненное пространство. Не всегда у близких есть возможность неотлучно находиться у постели больного. И это не всегда нужно, если он сам может помогать окружающим ухаживать за собой. В первую очередь необходимо организовать место больного в доме. Не имеет большого значения, будет у него отдельная комната или нет. Это зависит от жилищных условий, желаний больного и родственников, возможно, тяжести состояния больного. Во всяком случае, при необходимости уединения комнату можно перегородить занавесом или использовать ширму, а находящегося в отдельной комнате больного снабдить колокольчиком или металлической миской с ложкой, звон которых будет слышен в любом месте квартиры. Желательно, чтобы лежащему в кровати больному были видны окно и, если возможно, дверь комнаты. При имеющейся возможности и согласии больного желательно переставить мебель в помещении таким образом, чтобы обеспечить доступ к кровати с трех сторон: так удобнее осуществлять уход. При имеющихся трудностях в присаживании в постели можно сделать приспособление типа "вожжей" из бельевой веревки, закрепленной к ножному концу основания кровати, другой конец веревки в виде петли должен лежать в постели на уровне кистей больного. Для облегчения поворотов к боковым сторонам кровати можно прикрепить выступающие над ее уровнем "ручки" из довольно жёсткой проволоки и обмотать их тканью. Значительно обездвиженный человек, особенно, если он испытывает боли, должен иметь в постели значительное количество разных подушек. С их помощью можно удобно расположить руки и ноги; если какая-то конечность отекает, устроить ее в возвышенном положении; подоткнуть подушки под спину и ягодицы, уменьшая давление на болезненные участки тела; в положении на боку положить подушечку между колен; приподнять с их помощью до уровня тела находящуюся сверху ногу и руку. При выборе цвета постельного белья следует помнить, что кожа желтушного больного выглядит менее желтой на фоне вещей розового и голубоватого тонов. Прикроватный столик или тумбочка, выключатель торшера или бра должны быть расположены так, чтобы до них можно было легко дотянуться. Когда пить приходится лежа, вместо кружек лучше использовать пластмассовые поильники. К ручке тумбочки можно привязать один пакет - с рулоном туалетной бумаги и салфетками и другой - мусора, сделать перекладину для полотенца, поставить рядом с кроватью стул с судном, накрытом салфеткой и, если нужно, с уткой. Для лежачего больного лучше брать в аптеке судно в виде "совочка", практически не имеющее одного борта; оно может использоваться больным самостоятельно. Некоторые женщины с успехом применяют небольшую банку, плотно прижимая ее к промежности и подложив для защиты постельного белья памперсную пеленку; банка опорожняется в стоящее рядом с кроватью судно. Если человек читает книги или рисует, то раскладная конструкция типа мольберта, ножки которой, широко раздвигаясь, упираются в кровать, помогает заниматься любимым делом. Если больной может вставать, коврик около кровати должен лежать очень плотно. Недопустимо вставание с постели и ходьба по дому в носках: можно легко поскользнуться. Внимательно следите, чтобы на основных маршрутах движения больного, особенно в ночное время, не было ковров и половиков, края которых могут заворачиваться и делать "подножку". Из-за выраженной общей слабости или по ряду других, обычно неврологических причин, вставание с постели и ходьба могут быть затруднены. Если врач не назначает постельный режим, то, ориентируясь на самочувствие больного и переносимость им физических нагрузок, надо поощрять его двигательную активность. Для этого следует предусмотреть наличие устойчивой мебели около кровати, на которую можно опираться, присаживаясь и вставая. Возможно использование при ходьбе палок и костылей. Очень удобны валкеры, называемые "ходунками", на колесиках или без них. Особо надо сказать об оборудовании туалета и ванной комнаты. Пол должен быть нескользким, а раковина устойчива. Туалетную комнату надо снабдить парой дверных ручек, приделанных к стенам по бокам от унитаза, а ванную комнату - ручкой над ванной. Для облегчения вставания с унитаза можно увеличить его высоту, наращивая отдельно взятое сиденье с помощью стопы толстых тряпок, вырезанных по его выкройке; все сооружение скрепляется скотчем и накладывается на унитаз по мере необходимости. Прикроватный стул, лучше с ручками, и с ведром под выпиленным по размерам таза больного сиденьем является альтернативой унитазу и био-туалету. То есть, если даже нет возможности приобрести фабричные средства ухода, их можно с успехом заменить сделанными своими руками вещами, которые позволяют без слов выразить свою любовь к болеющему и дать ему возможность облегчать близким труд по уходу за ним, чувствовать себя независимым и активным, насколько это позволяют его силы. ПИТАНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ Для наших больных характерна потеря аппетита. Им трудно заставить себя есть, у многих изменяются вкусовые ощущения, перестают нравиться блюда, которые раньше были любимыми. Иногда им кажется, что пища "безвкусная" или имеет "металлический привкус". Некоторые едят совсем понемногу, а некоторые просто не могут проглотить ни кусочка. Тошнота и рвота - тоже симптомы болезни. И депрессия не способствует улучшению аппетита, а она - тоже спутник болезни. Это очень расстраивает и больного и его близких, все чувствуют себя виноватыми: больной - что не может доставить радость близким, так старательно приготовившим ему еду, близкие - что не знают, что приготовить для больного. Но все это имеет свои вполне обоснованные причины, связанные с течением болезни или с лечением (облучение, химиотерапия). Что же можно сделать, чтобы помочь больному и что нужно понять близким? * Примите потерю аппетита как результат болезни. * Позвольте пациенту самому выбирать еду или напитки. Предлагайте различные варианты еды на выбор, но не настаивайте и не принуждайте больного. * Найдите способ иначе показать больному свою любовь, заботу, сострадание. Сделайте массаж, найдите, чем его можно еще развлечь. * Обезвоживание также способствует ухудшению самочувствия: появляется постоянная сухость во рту. Это состояние можно облегчить, если сосать кусочки льда, смачивать полость рта и губы. Делать это надо часто, каждые 10-15 минут. * Давайте лекарство от тошноты за час до еды. * Попытайтесь устранить запахи, доносящиеся из кухни. Они могут спровоцировать у больного тошноту или создать у него ложное ощущение сытости. * Тошноту можно снимать настоем мяты перечной: две чайные ложки сухой мяты заварите 1 стаканом кипятка (можно в термосе); давать пить горячим, теплым или холодным (по желанию пациента) с медом и лимонным соком. * Используйте для снятия тошноты (по желанию больного) соки, растворимые фруктовые чаи (лимонный, брусничный, малиновый), различные растворимые травяные чаи, морсы и кисели из клюквы, брусники, облепихи, черной смородины. Делайте настой шиповника (2 столовых ложки размолотого шиповника на пол-литра кипятка, настоять в термосе ночь, пить процеженным с медом и лимонным соком). Теплые и прохладные напитки можно давать пить больному через соломинку. * Сервируйте еду в приятной обстановке, красивой посуде. * Давай только маленькие порции еды, одно или два блюда за один раз. * Холодная, прохладная, нежирная, легкая и мягкая пища является наиболее подходящей. В питье можно добавлять различные порошкообразные белковые и витаминные добавки. * Насильно не заставляйте больного ни пить, ни есть, только смачивайте губы в случае отказа от еды и питья. * Спрашивайте у больного, что ему бы хотелось попить или поесть и уважайте его выбор (в том числе и отказ от еды). При отказе от еды больной может чувствовать себя лучше. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЛЕЖНЕЙ При каждом перемещении, любом ухудшении или изменении состояния больного регулярно осматривайте кожу в области крестца, пяток, лодыжек, локтей, затылка, ушей, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов. Не подвергайте уязвимые участки трению. Обмывайте их не менее одного раза в день, если необходимо соблюдать обычные правила личной гигиены, а при недержании мочи, кала - по мере необходимости. Пользуйтесь мягким и жидким мылом. Убедитесь, что моющее средство смыто, высушите этот участок кожи салфеткой или мягким полотенцем. Нанесите увлажняющий или защитный крем. Легкий массаж тела с применением увлажняющего крема рекомендуется делать не менее двух раз в день. Не делайте массаж в области костных выступов. Изменяйте положение пациента каждые два часа, по возможности даже ночью, но не будите его. Проверяйте состояние постели (складки, крошки и т. п.). Исключите контакт кожи с жесткой частью кровати. Используйте поролон в чехле (вместо ватно-марлевых и резиновых кругов) для уменьшения давления на кожу. Ослабьте давление на участки нарушения целостности кожи. Старайтесь, чтобы положение изголовья кровати не превышало 30 градусов. Не допускайте, чтобы в положении «на боку» пациент лежал непосредственно на большом вертеле бедра (костном выступе). Не допускайте непрерывного (более часа) сидения в кресле или инвалидной коляске. Напоминайте пациенту самостоятельно изменять положение тела через каждый час, подтягиваясь осматривать уязвимые участки кожи. Посоветуйте ему ослаблять давление на ягодицы каждые 15 минут: наклоняться вперед, в сторону, приподниматься, опираясь на ручки кресла. Уменьшайте риск повреждения ткани под действием давления: * Регулярно изменяйте положение тела. * Используйте приспособления, уменьшающие давление тела (валики, подушки и т.д.). С осторожностью приподнимайте и перемещайте пациента. * Осматривайте кожу не реже 1 раза в день. * Осуществляйте правильное питание и адекватный прием жидкости. * Контролируйте качество и количество пищи и жидкости, в том числе при недержании мочи. Для предотвращения возникновения пролежней рекомендуется пища с достаточным количеством белка и не менее полутора литров жидкости в сутки. Максимально расширяйте активность своего подопечного. Если он может ходить, побуждайте его прогуливаться. При недержании мочи или кала используйте одноразовые пеленки и подгузники, а при их отсутствии - хлопчатобумажные прокладки, стараясь менять как можно чаще. Не допускайте непрерывного ношения подгузников, так как из-за недостатка воздуха и повышенной влажности они могут вызвать раздражение кожи. По этой же причине не рекомендуется применение клеенок и воздухонепроницаемых пеленок. Как показывает практика ухода за пациентами, применение дорогостоящих препаратов для предупреждения и лечения пролежней не всегда оправданно. В последнее время в аптечной сети появилось достаточное количество отечественных средств для защиты кожи. Если же Вам все-таки не удалось избежать появления пролежней, не пытайтесь самостоятельно справиться с ними с помощью марганцовки, зеленки и т. д. Это неправильно! ПРОФИЛАКТИКА ПНЕВМОНИИ (воспаления легких). У тяжелых лежачих больных это частое осложнение, возникающее из-за длительного пребывания в одном положении и нарушения нормального дыхания и вентиляции легких. * Почаще сажайте больного, поворачивайте его с боку на бок. * Проводите массаж грудной клетки, включающий в себя переворачивание больного на живот и легкое постукивание снизу вверх по всей поверхности спины. Проводите дыхательную гимнастику. * Приобретите надувную игрушку, пусть больной надувает ее: это хорошая тренировка легких. * Свежий воздух в комнате - это тоже профилактика пневмонии, однако, не переохладите больного. УХОД ЗА ТЕЛОМ Уход за телом КОЖА требует самого пристального внимания, так как больше, чем у здорового человека нуждается в чистоте. Лежачего пациента необходимо обтирать влажным теплым полотенцем с последующим вытиранием насухо. Лучше смочить полотенце лосьоном для тела, разбавленным водой. Одной из самых частых проблем у лежачих больных являются пролежни. Они возникают в результате нарушения кровообращения. Обычно это область крестца, копчика, позвоночных отростков, лопаток, пяток и ягодиц. Лечить пролежни тяжело и долго, поэтому надо приложить все силы, чтобы не допустить их появления: меняйте положение больного в постели до 10 раз в сутки, поворачивайте его. Простыня должна быть натянута, без складок. Швы нижнего белья не должны приходиться на участки, наиболее плотно соприкасающиеся с кроватью. Под крестец и копчик подкладывают резиновый круг, слегка надутый и покрытый мягкой пеленкой или скатанное в жгут полотенце. Мокрое, грязное белье немедленно меняйте (если его не копить, а замачивать и стирать сразу же, то можно избежать характерного запаха тяжелобольного в квартире). Места наибольшего давления на кожу необходимо протирать камфорным, нашатырным или салициловым спиртом, а также разведенным столовым уксусом не менее 3-4 раз в день. Каждый день смазывайте всю поверхность тела любыми питательными кремами, особенно ноги. При появлении покрасневших участков, после легкого массажа, прижигайте их крепким темно-фиолетовым раствором марганца. Используйте тальк, окись цинка и стрептоцид в виде присыпок, подойдут и детские присыпки. Если пролежень стал мокрым, самостоятельно не наносите никаких мазей, не наклеивайте пластырей и не забинтовывайте: сделаете только хуже. Пролежень должен "дышать". Пригласите специалистов из хосписа. ВОЛОСЫ моют не реже 1 раза в неделю, расчесывать их нужно ежедневно. Ногти на руках и ногах подстригайте по мере их отрастания. Не забывайте мужчин брить. Делайте это аккуратно, избегая порезов. ГЛАЗА И ПОЛОСТЬ РТА тоже нуждаются в уходе. Ежедневно промывайте глаза настоями ромашки, шалфея или чайной заваркой, используя пипетку и ватный шарик. Протирайте язык, десны и зубы слабым раствором марганцовки или фурацилина, ромашки, шалфея, тоже ежедневно. Для профилактики стоматита смазывайте полость рта раствором буры в глицерине, медом или растительным маслом. Если больной может, то пусть чистит зубы зубной щеткой. СТУЛ необходимо регулировать. Если у больного запоры, используйте слабительные и клизмы. Если запор длительный (больше 5-6 дней) и не помогает даже клизма, обращайтесь к врачу, равно как и в ситуации, если больной не мочится больше суток. КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ В ДОМЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ Родственники наших пациентов порой не меньше, а даже больше нуждаются в помощи, чем сами больные. Когда в доме оказывается безнадежный больной, справиться с нахлынувшими чувствами бывает очень трудно. И к страху за близкого человека примешиваются растерянность от неожиданного удара судьбы, горе от собственного бессилия перед болезнью. Вопросы "как быть?", и "почему я?" - не оставляют ни на минуту. Безнадежно больной человек резко меняет весь уклад жизни семьи. Нередко такой пациент становится требовательным, раздражительным и даже агрессивным. Окружающие же часто испытывают постоянное чувство вины перед больным, понимая, что не должны проявлять собственные негативные эмоции: усталость, смятение, страх не справиться с ситуацией. Часто близкие, понимая, что больной нуждается в обсуждении своей болезни и возможности исцеления, не находят в себе душевных сил говорить с ним откровенно и честно, предпочитают лгать, чем еще больше угнетают пациента. Мы часто слышим от родственников наших пациентов: "Когда я вижу его глаза, я хочу убежать из комнаты. Я чувствую, что он хочет говорить со мной обо всем и прежде всего - о болезни, о ее прогнозе. А я избегаю, выкручиваюсь, ухожу из комнаты, возвращаюсь с заплаканными, красными от слез глазами и ... снова вру. Ему от этого еще страшней наверное...". Порой родственники безнадежного больного ощущают себя совершенно одинокими в создавшейся ситуации, перестают доверять врачу, начинают поиски т. н. альтернативных способов лечения. А с другой стороны - стесняются обратиться за практической помощью и советом к окружающим. Что же делать? Помните, что: * Все, что Вы испытываете в настоящее время, в этот сложный период Вашей жизни - это ЕСТЕСТВЕННЫЕ переживания человека, оказавшегося в подобном положении. * Сейчас Вам необходима помощь друзей, близких, соседей. Не ждите, когда перестанете справляться сами - зовите всех, кому можете доверять. Не стесняйтесь просить о помощи, Вы ее заслуживаете. Поверьте, что большинство окружающих не откажется сделать хоть что-то, чтобы помочь Вам. * Доверяйте себе и Вы найдете пути к искренним, откровенным отношениям с болеющим человеком. Он должен знать, что есть кто-то не боящийся смотреть правде в глаза. Той правде, которую он давно знает и трудно переживает ее один, без Вас. * Вы всегда можете задавать вопросы сотрудникам хосписа. Мы готовы и можем во многом Вам помочь. * Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что для него ничего нельзя сделать. ДЕТИ В СЕМЬЕ, ГДЕ ЕСТЬ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ * В трудных ситуациях дети, как и взрослые, нуждаются в понимании того, что происходит дома. Помните, что ребенок - равноправный член семьи и он хочет, чтобы с ним обсуждали происходящее. * Дети готовы понять, но, может быть, по-своему. Необходимы простые и доступные объяснения происходящего. Их фантазии могут оказаться гораздо мучительнее для них, чем правда. * Нужно учитывать возраст ребенка, его развитие. Помните о трудных возрастах, которые могут усложнить отношение с ним (3, 7, 11-13, 15-16 лет). * Очень часто за словами "пусть он не знает..." скрываются наши собственные страхи; мы боимся открытого разговора с ребенком, а думаем, что защищаем его. * Если ребенок вдруг стал беспокоиться по поводу своего здоровья, хочет обследоваться в медицинском учреждении, обсудите это с ним. * Учителя в школе часто не знают о постигшем Вашу семью горе. Детям стыдно об этом говорить. Найдите время и людей, чтобы сходить в школу, детский сад для того, чтобы учителя и воспитатели правильно реагировали на изменения в поведении ребенка. * Берите ребенка с собой в больницу, когда кто-то из родителей или близких находится там. Пусть он оставляет там свои рисунки, фотографии, игрушки. * А если близкий больной человек дома, сделайте так, чтобы ребенок и болеющий участвовали в жизни друг друга: помогали в приготовлении уроков, обсуждали все школьные или детсадовские дела и события, организовывали его досуг и т.д. * Если ребенок хочет ухаживать за родньм больным человеком, поощрите это его желание: он может приносить и уносить что-то, более старшие помогут умыться, покормить и т.д. Но не загружайте ребенка сверх меры, следите за его состоянием. * Выясните и устраните причину отказа ребенка участвовать в уходе за больным или в визите в больницу: организуйте общение через письма, магнитофонные записи. Из них можно узнать, что особенно тревожит ребенка. * Если Вам не удается контакт с ребенком, то, наверное, всегда можно найти кого-нибудь из взрослых (посредника), которому ребенок симпатизирует и доверяет. * В период траура ребенок должен быть вместе со всеми. Расскажите ему доходчиво и просто о культовых традициях, сопровождающих смерть. * Спросите: хочет ли ребенок пойти на похороны. Пусть этот выбор он сделает сам. Важно, чтобы в эти дни с ним находился кто-то из взрослых, близких ему, которые могут поддержать его, обмениваться с ним переживаниями. ПОСЕЩЕНИЯ В СТАЦИОНАРЕ ХОСПИСА # Очень хорошо если пациента навестят все члены семьи, но только не все сразу. Предпочтительно, если эти посещения будут происходить регулярно и в определенные часы. Пациент будет иметь возможность подготовиться к ним, и от этого они станут приятнее и менее утомительными для него. # При посещении пациента помните, что частые и продолжительные по времени визиты могут быть утомительны; старайтесь не разговаривать слишком долго. Если во время общения с вами пациент испытывает сильную слабость или чувствует себя очень плохо, лучше вообще не разговаривать. Помните, что простое присутствие может сыграть положительную роль. Прикосновение рук, поглаживание - эти действия уже сами по себе являются поддержкой для пациента. # Иногда нам приходится перемещать больных из одной палаты в другую, поэтому, придя в хоспис, узнайте у медперсонала, в какой палате находится пациент, каково его самочувствие сегодня. Попросите медперсонал предупредить пациента о Вашем визите, чтобы он имел время подготовиться к нему. # Так как люди стараются не приходить к больному с пустыми руками, необходимо продумать, что лучше принести пациенту: o Журналы легче держать в руках и на них легче сконцентрировать внимание, чем на книгах. Кроме того, их легче передавать другим пациентам. o Небольшой фотоальбом с семейными фотографиями - особенно с изображением счастливых семейных событий - может стать темой для разговора и поднять настроение пациенту. Вашему близкому будет приятно, если Вы оставите одну из понравившихся ему фотографий в рамке на тумбочке. o Кассеты и небольшой магнитофон с наушниками способны доставить пациенту приятные минуты. o Любимые цветы всегда порадуют Вашего близкого. Можно принести комнатный цветок. o Гигиеническая помада для сухих губ и леденцы могут помочь пациенту справиться с сухостью во рту, которая часто появляется у наших пациентов. o Не приносите пациенту слишком много еды, спрашивайте о предпочтениях у пациента. Помните, что в хосписе есть комната разогрева пищи, поэтому у Вас есть возможность приготовить и разогреть любимое блюдо пациента. o Во время визита к пациенту старайтесь сменить ему привычную среду обитания. Для общения можно выбрать холл стационара, библиотеку. Будет полезно предложить пациенту прогулку по территории хосписа. ЧТО ОНКОБОЛЬНЫЕ ХОТЯТ ОТ СВОИХ БЛИЗКИХ: 1. “Я еще не умер” Ощущение беспомощности, невозможности помочь близкому заставляет родственников психологически отстраняться от онкобольного, который и так чувствует, что к нему относятся по особому другие люди, включая медицинских работников. Это вызывает болезненное ощущение погребенности заживо. 2. “Просто будь со мной” Служение больному “присутствием” имеет мощный психологический эффект даже когда у вас нечего ему сказать. Родственники или друзья могут просто тихо сидеть в комнате, не обязательно близко от кровати больного. Очень часто больные говорят, как это успокаивает и умиротворяет, когда просыпаешься и видишь невдалеке знакомое лицо. “Даже когда я иду Долиной Смерти, я не убоюсь, потому что ты со мной”. Это особенно хорошо передает психологическое ощущение больного. 3. “Позволь мне выразить мои ощущения, даже иррациональные мысли” Особенно важно выразить свои эмоции, сжигающие изнутри, стимулирующие бесцельно нейроэндокринную систему, что ведет к состоянию “двигателя, работающего вхолостую”. Когда человек загоняет внутрь свои эмоции, они начинают губить его изнутри и расходуют понапрасну так нужные ему жизненные силы. Ориентиры для психологической поддержки по трем вышеперечисленным пунктам: а) Задавайте “открытые” вопросы, которые стимулируют самораскрытие больного. б) Используйте молчание и “язык тела” как общение: смотрите больному в глаза, слегка наклонившись вперед, время от времени нежно, но уверенно касайтесь его или ее руки. в) Особенно прислушивайтесь к таким мотивам, как страх, одиночество, гнев, самообвинение, беспомощность. Стимулируйте их раскрытие. г) Настаивайте на четком выяснении этих мотивов и сами старайтесь добиться их понимания. д) Предпринимайте практические действия в ответ на услышанное. 4. “Мне плохо, когда ты меня не касаешься” Друзья и родственники больного могут испытывать иррациональные страхи, думая, что онкологические болезни заразны и передаются контактным путем. Эти страхи присутствуют в людях много больше, чем об этом осведомлена медицинская общественность. Психологи установили, что человеческое прикосновение – это мощный фактор, изменяющий практически все физиологические константы, начиная от пульса и кровяного давления, до ощущения самоуважения и изменения внутреннего ощущения формы тела. “Прикосновение – это первый язык, которому мы учимся, входя в Мир” (Д.Миллер, 1992). 5. “Спроси меня, что я хочу прямо сейчас” Очень часто друзья говорят больному: “Позвони мне, если тебе что-то потребуется”. Как правило, при этой постановке фразы больной за помощью не обращается. Лучше сказать: “Я буду свободен сегодня вечером и зайду к тебе. Давай решим, что мы можем сделать вместе с тобой и чем еще я могу тебе помочь”. Помочь могут самые необычные вещи. Один из больных благодаря побочному эффекту химиотерапии имел нарушение мозгового кровообращения с нарушением речи. Его знакомая регулярно заходила к нему вечерами и пела ему любимые песни, а больной пытался по мере возможности ей подтягивать. Наблюдающий его невропатолог отметил, что восстановление речи произошло много быстрее, чем в обычных случаях. 6. “Не забывай, что у меня есть чувство юмора”. Катлин Пассанизи установила, что юмор оказывает положительное влияние на физиологические и психологические параметры человека, усиливая кровообращение и дыхание, снижая артериальное давление и мышечное напряжение, вызывая секрецию гипоталамических гормонов и лизоцимов. Юмор открывает каналы коммуникации, снижает тревожность и напряжение, усиливает процессы обучения, стимулирует творческие процессы, усиливает уверенность в себе. Установлено, что для того, чтобы оставаться здоровым, человек нуждается не менее чем в 15 юмористических эпизодах в течение дня. 5. Проведение ежедневной индивидуальной санитарной просветительской работы с пациентами и посетителями ЛПУ. Домашнее задание 6. Проведение бесед о здоровом образе жизни. Домашнее задание