Противодействие идеологии терроризма и экстремизма

Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года

 

  1. Общие положения
  1. Настоящая Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.
  2. Настоящая Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
  3. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
  4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) «идеология экстремизма (экстремистская идеология)» — система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов;

б) «проявления экстремизма (экстремистские проявления)» — общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов;

в) «субъекты противодействия экстремизму» — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица;

г) «противодействие экстремизму» — деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий экстремизма;

д) «радикализм» — глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

  1. Основные источники угроз экстремизма в современной России
  1. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.
  2. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации.
  3. За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, а также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма. К внутренним угрозам — экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц.
  4. Экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Некоторыми государствами экстремизм используется как инструмент для решения геополитических вопросов и передела сфер экономического влияния.
  5. Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма.
  6. Количество преступлений экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом.
  7. Наиболее опасные виды экстремизма — националистический, религиозный и политический — проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов.
  8. Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии.
  9. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии.
  10. Экстремистская идеология является основным компонентом, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности, а также средством вовлечения в экстремистскую деятельность различных слоев населения.
  11. Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.
  12. Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в Массовые беспорядки.
  13. Многие экстремистские организации стремятся использовать религию как инструмент для вовлечения в свои ряды новых членов, средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации.
  14. Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных теологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей запрещенных международных экстремистских и террористических организаций.
  15. Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.
  16. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние национального рынка труда, межнациональные отношения в обществе, а также порождающими экстремистские проявления, являются неконтролируемая (в том числе незаконная) миграция и недостаточно регулируемые на региональном и муниципальном уровнях миграционные процессы, зачастую нарушающие сложившийся в отдельных регионах и муниципальных образованиях этноконфессиональный баланс населения.
  17. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий.
  18. Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремистской идеологии.
  19. Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

III. Цель, задачи и основные направления государственной политики

в сфере противодействия экстремизму

  1. Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.
  2. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.
  3. Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:

а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;

б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

в) консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма;

г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», информационного сопровождения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций по противодействию экстремизму, а также реализация эффективных мер информационного противодействия распространению идеологии экстремизма;

д) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

  1. Основные направления государственной политики по противодействию экстремизму:

а) в сфере законодательной деятельности:

обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;

проведение систематического мониторинга правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»;

принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов;

принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом национальных, конфессиональных и региональных факторов;

б) в сфере правоохранительной деятельности:

координация действий правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных и религиозных объединений по пресечению экстремистских проявлений;

проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию идеологии экстремизма;

реализация принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

обеспечение подготовки сотрудников правоохранительных органов и получения ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам выявления, пресечения, раскрытия, профилактики и квалификации экстремистских проявлений;

обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения;

обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских организаций;

выявление и устранение источников и каналов финансирования экстремистской деятельности;

в) в сфере государственной национальной политики:

проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий;

реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах;

обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан России;

разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму;

проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике экстремизма;

своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций;

мотивирование граждан к информированию государственных органов о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;

г) в сфере государственной миграционной политики:

совершенствование миграционной политики государства в части, касающейся привлечения иностранных работников и определения потребности в иностранной рабочей силе;

пресечение криминальных и коррупционных механизмов в процессе реализации миграционной политики и оперативное реагирование на выявленные факты нарушений в этой области;

совершенствование мер по противодействию организаций незаконной миграции и незаконному осуществлению, трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства;

развитие двустороннего взаимодействия с иностранными государствами, в том числе по вопросам подготовки иностранных граждан к временному проживанию в Российской Федерации;

совершенствование механизмов депортации, выдворения и реадмиссии иностранных граждан, нарушивших российское законодательство, а также механизма установления запрета на въезд таких граждан в Российскую Федерацию;

усиление пограничного контроля и создание информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным;

совершенствование программ социальной и культурной интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в нем с привлечением к реализации и финансированию таких программ работодателей, получающих квоты на привлечение иностранной рабочей силы;

д) в сфере государственной информационной политики:

осуществление мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в целях выявления фактов распространения идеологии экстремизма, экстремистских материалов и незамедлительного реагирования на них;

совершенствование процедуры ограничения доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам, распространяющим экстремистскую идеологию, путем создания единого реестра запрещенных сайтов и единой базы экстремистских материалов;

принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также по их изготовлению и распространению внутри страны;

использование возможностей государственных средств массовой информации в целях сохранения традиционных для России нравственных ориентиров, межнационального и межконфессионального согласия, а также приобщения молодежи к ценностям российской культуры;

оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении деятельности органов государственной власти по противодействию экстремизму и терроризму в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к распространению экстремизма;

проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет-сообщества в целях противодействия распространению идеологии экстремизма;

подготовка и размещение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи;

координация осуществления мер информационного противодействия распространению экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в том числе в социальных сетях), а также проведение на системной и регулярной основе работы с привлечением видных деятелей культуры, науки, авторитетных представителей общественности, информационного сообщества, конфессий и национальных общин по разъяснению сути противоправной деятельности лидеров экстремистских организаций;

информирование граждан о работе субъектов противодействия экстремизму, в том числе о выявлении ими организаций, которые дестабилизируют социально-политическую и экономическую ситуацию в Российской Федерации и способствуют возникновению конфликтов между традиционными конфессиями;

подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, формирование у них чувства заинтересованности в противодействии экстремизму, а также чувства сопричастности деятельности государства в этой сфере;

повышение эффективности работы уполномоченных органов государственной власти по выявлению и пресечению изготовления и хранения, а также распространения в средствах массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций, иных материалов, содержащих призывы к религиозной и национальной вражде;

создание и эффективное использование специализированных информационных систем в целях обеспечения правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

е) в сфере образования и государственной молодежной политики:

включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям;

организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного роста граждан;

осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей;

проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами;

включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей;

повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму;

обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов;

проведение социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии;

повышение престижности образования, полученного в российских религиозных образовательных организациях, а также осуществление мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях;

включение в федеральный государственный образовательный стандарт по специальности журналистика образовательных программ по информационному освещению вопросов противодействия экстремизму;

усиление роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию гражданского самосознания у молодежи;

взаимодействие с молодежными общественными объединениями и организациями футбольных болельщиков в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий;

ж) в сфере государственной культурной политики: формирование в Российской Федерации межконфессионального

и внутриконфессионального взаимодействия в целях обеспечения гражданского мира и согласия;

включение в программы подготовки работников культуры изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации;

содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации;

государственная поддержка общественных и религиозных объединений, деятельность которых направлена на противодействие экстремистским проявлениям;

использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе ветеранских и молодежных организаций, в целях воспитания граждан в духе патриотизма, обеспечения единства российского народа, формирования в обществе неприятия идеологии экстремизма, использования насилия для достижения социальных и политических целей;

государственная поддержка создания телевизионных программ и художественных произведений, направленных на профилактику экстремистских проявлений;

з) в сфере международного сотрудничества:

укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму и терроризму;

развитие международного, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению идеологии экстремизма;

совершенствование взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств в сфере противодействия экстремизму;

обмен с иностранными государствами передовым опытом в вопросах противодействия экстремизму и распространения его идеологии, а также создание условий для использования эффективных наработок в данной сфере;

продвижение в двусторонних и многосторонних форматах российских инициатив по вопросам противодействия экстремистской деятельности/в том числе осуществляемой с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

заключение с иностранными государствами соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

  1. Механизм реализации настоящей Стратегии
  1. План мероприятий по реализации настоящей Стратегии разрабатывает и утверждает Правительство Российской Федерации.
  2. Настоящая Стратегия реализуется субъектами противодействия экстремизму:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) посредством обеспечения неотвратимости уголовного наказания и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремистской направленности;

д) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении ситуации в сфере противодействия экстремистской деятельности;

е) в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму;

ж) путем активного вовлечения в работу по противодействию экстремизму общественных объединений и других институтов гражданского общества.

  1. Координацию реализации настоящей Стратегии осуществляет Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации.
  2. Настоящую Стратегию предусматривается реализовать в три этапа.
  3. На первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия:

а) разработка плана реализации настоящей Стратегии;

б) определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;

в) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.

На втором этапе (2016 — 2024 годы) планируется осуществить следующие мероприятия:

а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму;

б) выполнение мероприятий в соответствии с планом реализации настоящей Стратегии;

в) мониторинг результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии;

г) прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз;

д) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму;

е) создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», от проникновения экстремистской идеологии.

На третьем этапе (2025 год) предусматривается обобщить результаты реализаций настоящей Стратегии и при необходимости сформировать предложения по разработке новых документов стратегического планирования в данной сфере, а также обеспечить принятие мер организационного характера на межведомственном уровне.

 

Основные понятия, основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности РФ определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Экстремистская деятельность (экстремизм):

— Это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  1. насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
  2. подрыв безопасности РФ;
  3. захват или присвоение властных полномочий;
  4. создание незаконных вооруженных формирований;
  5. осуществление террористической деятельности;
  6. возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  7. унижение национального достоинства;
  8. осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  9. пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
  1. пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  2. публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
  3. финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации;
  2. законность;
  3. гласность;
  4. приоритет обеспечения безопасности РФ;
  5. приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  7. неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется

по следующим основным направлениям:

  1. Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  2. Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В целях противодействия экстремистской деятельности органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В РФ запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, а также запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор РФ либо подчиненный ему соответствующий прокурор направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке. Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Под религиозным объединением признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

1) вероисповедание;

2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующим территориальным органом. Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения. Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению.

Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму

В настоящее время проблема терроризма и экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими и террористическими группировками входит в число самых актуальных задач современного общества.

Понятие экстремизма, или экстремистской деятельности, включает пропаганду расовых, межнациональных и религиозных конфликтов с использованием методов агрессивного и незаконного воздействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности. Экстремистская деятельность выражается в различных формах гражданского неповиновения, в том числе террористических акциях, направленных против органов государственного управления и представителей властных структур, а также мирного населения. Таким образом, терроризм — одно из проявлений экстремизма, форма политической борьбы, связанная с применением идеологически мотивированного насилия.

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности — это правовое обеспечение в области борьбы с экстремистской деятельностью. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», но и в ином законодательстве. Прежде всего необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права. По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ.

Уголовный кодекс РФ в ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.

Существенная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. К ним относятся:

— статья 9 «Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности»;

— статья 11 «Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности»;

— статья 13 «Ответственность за распространение экстремистских материалов»;

— статья 14 «Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности»;

— статья 15 «Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности».

Косвенно к нормам, регламентирующим ответственность за осуществление экстремистской деятельности, можно отнести также положения ст. 6 — 8, 10, 12, 16 указанного Федерального закона.

Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляет также и иное федеральное законодательство, подзаконные акты, а также международные акты, в частности:

Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (ETS N 90);

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001);

Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН);

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

— «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»;

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»;

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»;

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009);

Указ Президента РФ от 26.07.2011 N 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»);

Приказ Минюста РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25 ноября 2010 г. N 362/810/584 «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма»;

Приказ Минюста РФ от 22.07.2009 N 224 «Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма»;

Приказ Следственного комитета РФ от 12 июля 2011 г. N 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности»;

Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности»

Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»

Распоряжение Генпрокуратуры РФ N 270/27р, МВД РФ N 1/9789, ФСБ РФ N 38 от 16 декабря 2008 г. «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма»;

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

Отдельные нормы, связанные с противодействием экстремизму в конкретной сфере деятельности или в рамках отдельных вопросов компетенции конкретных органов, содержатся и в ином законодательстве, например:

Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О политических партиях»;

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 «Вопросы организации полиции»;

Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»

 

Методические рекомендации для педагогических работников

 

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:

  1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся;
  2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.

Для решения указанных задач представляется целесообразным:

І. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в т. ч.:

  • проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;
  • осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);
  • проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов — психологов, социологов;
  • обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы — поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).
  1. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.:
  • организовывать тематические классные часы (например, «Мировое сообщество и терроризм», «Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» и т.п.);
  • организовывать лекции по антитеррористической тематике (например, «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие им»), с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно – с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности);
  • проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов — психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;
  • привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);
  • проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).

З. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в т.ч.:

— развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;

  • привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);
  • организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;
  • участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.

Перечень интернет-ресурсов

антитеррористического и антиэкстремистского содержания

Национальный антитеррористический комитет

Россия. Антитеррор: Национальный портал противодействия терроризму

Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими

Антитеррористический центр государств-участников Сотружества Независимых Государств

Информационно-аналитический портал «AntiterrorToday»

Портал «Наука и образование против террора»

Экстремизм.ru

Антитеррор: Спецназ Российской Федерации

«Азбука безопасности» — проект для детей и взрослых

Экстремизм в молодёжной среде

 

ПАМЯТКА

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Уважаемые студенты и работники колледжа!

Будьте бдительны во время массовых мероприятий, поездок в транспорте.

Обращайте внимание на подозрительных лиц, оставленные сумки, пакеты, свертки, детские игрушки и другие бесхозные предметы.

Если Вы обнаружили забытую или бесхозную вещь, не пытайтесь заглянуть, проверить на ощупь. Не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте, не пинайте – в ней может находиться взрывное устройство.

Сообщайте обо всех подозрительных гражданах и предметах сотрудникам правоохранительных органов, служб безопасности или администрации объекта (водителю или машинисту, если находитесь в общественном транспорте).

Не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки для перевозки, хранения. Не оставляйте свой багаж без присмотра.

Родители! Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице, в подъезде, в общественном транспорте, может представлять опасность.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации действуйте согласно рекомендациям администрации объекта (водителей, если находитесь в общественном транспорте). При их отсутствии – по обстоятельствам, стараясь без паники и спешки покинуть опасный объект.

В случае террористической угрозы звоните по телефонам:

101, 102 (с мобильного 010, 020), или на единый номер вызовов экстренных оперативных служб 112.

Помните, что заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма влечет за собой уголовную ответственность.

Обязанности должностных лиц при возникновении угрозы террористического акта

Предупредительно — защитные меры

Действия населения при угрозе теракта

Что делать при обнаружении взрывного устройства

Признаки наличия взрывных устройств

Если вас захватили в заложники

Поведение пострадавших

Памятка МВД РФ и ФСБ РФ по поведению при возникновении угрозы совершения террористической акции

ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ:

При нахождении в общественных местах (улицах, площадях, скверах, вокзалах), совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, пакеты, свертки или другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь — опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, кому она принадлежит или кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о найденном предмете: в первую очередь и в обязательном порядке сотрудникам спецслужб (МВД, ФСБ, МЧС), водителю (если предмет обнаружен в машине, автобусе, других видах транспорта), руководителю учреждения (если предмет обнаружен в учреждении).

— зафиксируйте время обнаружения, постарайтесь принять меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от нее;

— не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку, не позволяйте сделать это другим;

— отойдите дальше, посоветуйте это сделать другим людям (при этом важно не создавать панику);

— обязательно дождитесь прибытия сотрудников милиции (МЧС, ФСБ).

Помните, что в качестве камуфляжа для взрывных устройств могут использоваться обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

Родители! Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для жизни!

ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАЛОЖНИКАХ:

Возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте, будьте уверены, что спецслужбы уже предпринимают профессиональные меры для вашего освобождения.

По возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих преступников, т.е. в местах наибольшей безопасности.

Запомните как можно больше информации о преступниках: их количество, степень вооруженности. Составьте максимально полный их зрительный портрет, обратив особое внимание на характерные приметы внешности, телосложения, акцента и тематики разговоров, темперамента, манер поведения и др.

Не допускайте действий, провоцирующих преступников к применению оружия или насилия. Изучите ситуацию, при этом старайтесь не предпринимать самостоятельных попыток к освобождению (в зависимости от ситуации). Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе, выполняйте все их требования, не рискуйте жизнью своей и окружающих, не паникуйте. При ранении или травме не двигайтесь — это предотвратит дополнительную потерю крови.

Во время освобождения ложитесь на пол лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь. Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них — Вас могут принять за преступников.

Если Вы оказались в захваченном преступниками автобусе или другом виде транспорта, также старайтесь не привлекать к себе внимание. Осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы. Снимите ювелирные украшения, не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону, не открывайте сумки без разрешения; не реагируйте на их провокационное поведение.

Если сотрудники спецслужб предпримут попытку освобождения — ложитесь на пол между креслами и оставайтесь до окончания спецоперации. После освобождения немедленно без паники покиньте автобус (другой вид транспорта), т.к. не исключена возможность его предварительного минирования.

ЕСЛИ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭВАКУАЦИИ ЗАСТАЛА ВАС В КВАРТИРЕ:

Возьмите документы, деньги, ценности; отключите электричество, газ, воду; окажите помощь в эвакуации детям, пожилым и тяжелобольным людям; закройте входную дверь на замок. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Ради здоровья и жизни своей, родных и близких Вам людей, запомните эту информацию и по возможности старайтесь следовать рекомендациям.

Телефон МЧС: 01

Телефон дежурной части милиции: 02

Действия при угрозе совершения террористического акта

 

Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь на объектах транспорта, культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.

При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов милиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета.

Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства (в банках из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

При возникновении паники, когда вы находитесь в толпе: * если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё;

* глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена;

* стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками;

* любыми способами старайтесь удержаться на ногах;

* не держите руки в карманах;

* двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки;

* если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа;

* если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять;

* если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, «выныривайте», резко оттолкнувшись от земли ногами;

* если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок;

* попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (стеклянные двери и перегородки и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним;

* легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

Терроризм. Как распознать опасность?

Чаще всего борьба с террором – война без линии фронта. Террористы могут в любой момент оказаться среди нас под видом обычных граждан. Существуют ли признаки, по которым можно выявить террористов и их преступные намерения по подготовке теракта с тем, чтобы предпринять необходимые предупредительные меры?

Деятельность террористов не всегда бросается в глаза. Но вполне может показаться подозрительной и необычной. Если признаки странного поведения очевидны, необходимо немедленно сообщить об этом в силовые структуры.

В преступных целях, террористами, как правило, используются типичные взрывчатые вещества заводского и самодельного изготовления, боеприпасы, пиротехнические средства а также иные опасные вещества и смеси, способные к взрыву при определенных условиях.

Террористы активно используют и различные самодельные взрывные устройства: самодельные мины-ловушки; мины сюрпризы, имитирующие предметы домашнего обихода или вещи, привлекающие внимание.

Скрытый пронос под одеждой и в ручной клади является самым распространенным способом доставки террористических средств к месту проведения террористической акции. Наиболее часто этот канал используется для доставки огнестрельного оружия. Огнестрельное оружие в собранном и разобранном виде имеет хорошо известные, достаточно специфичные и узнаваемые формы узлов, деталей и механизмов. Под одеждой и в ручной клади могут доставляться также взрывные устройства и радиоактивные вещества.

Проносимые взрывные устройства, как промышленного изготовления, так и самодельные, могут камуфлироваться под бытовые предметы. В практике встречались начиненные взрывчаткой электрические фонари, фены, вентиляторы, светильники, радиоприемники и магнитофоны, электробритвы, банки с кофе, консервы, термосы и т.п.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т.д.

Не пытайтесь их останавливать сами – Вы можете стать первой жертвой.

Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых явно не по сезону; если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте внимательны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы; лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов;

Остерегайтесь людей с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи (в кинотеатре или на празднике).

Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже.

Если вы не можете удалиться от подозрительного человека, следите за мимикой его лица; специалисты утверждают, что преступник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву.

Ни в коем случае не поднимайте забытые вещи: сумки, мобильные, кошельки; не принимайте от незнакомых лиц никаких подарков, не берите вещей с просьбой передать другому человеку.

Телефонный терроризм не останется безнаказанным

Проведенный Национальным антитеррористическим комитетом России анализ правоприменительной практики в отношении заведомо ложных сообщений о готовящихся терактах показал, что подавляющее большинство так называемых «телефонных террористов» – это подростки 11-17 лет, чаще из социально неблагополучных, неполных семей, тяготящиеся учебой, имеющие проблемы во взаимоотношениях с педагогами, страдающие психическими расстройствами и т.п. Мотивами их действий обычно являются хулиганские побуждения, месть, стремление повысить свой социальный статус, завоевать псевдоавторитет у товарищей и др.

По итогам прошедшего года более 60% подобных преступлений приходится на субъекты Российской Федерации Центрального и Приволжско-Уральского федеральных округов. Примечательно, что наименьшее количество телефонных звонков с ложными сообщениями о готовящихся террористических актах отмечено в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, для которых характерна наибольшая террористическая активность, а борьба с террором является повседневной реальностью – в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия.

Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению (более чем в 3 раза за период 2004 – 2007 г.г.), общее количество данных преступлений все ещё велико. Значительны их негативные социально-экономические и политические последствия, так как на проведение мероприятий по поиску взрывных устройств и эвакуацию людей отвлекаются значительные силы и средства, растет уровень социальной напряженности, дискредитируются усилия органов власти и правоохранительных органов по противодействию терроризму.

К сожалению, нередко характер информации, размещаемой в СМИ о таких преступлениях, провоцирует потенциальных правонарушителей, создает иллюзию безнаказанности и невольно подталкивает отдельных граждан, прежде всего из числа молодежи, к самовыражению через подобные действия, поскольку в таких сообщениях часто лишь констатируется факт ложного сообщения, без указания последствий, суммы понесенного ущерба и, главное, – без указания ответственности, к которой привлечен преступник. Крайне редки репортажи о ходе следствия и итогах судебных разбирательств по таким преступлениям.

При этом надо понимать, что законодательством Российской Федерации уголовная ответственность за указанные правонарушения предусмотрена, в частности, статья 207 УК РФ определяет, что заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Правила поведения в условиях угрозы терроризма

Терроризм не признает ни религиозных, ни национальных, ни государственных границ.

  1. Обращайте внимание на забытые вещи. Сообщите о них охраннику ближайшей вахты. При этом обнаруженные вещи нельзя трогать!
  2. Нельзя подбирать на улице игрушки, какие бы заманчивые они ни были, мобильные телефоны, не поднимайте их, не берите!
  3. Если что-то случилось и собралась толпа зевак, не спешите присоединиться к ним, ведь после одного взрыва может прогреметь и второй.
  4. Если вас взяли в заложники, первое правило — не поддаваться панике, вести себя спокойно. От людей с непрогнозируемым поведением террористы постараются избавиться в первую очередь.
  5. Не стоит привлекать к себе внимание слезами или причитаниями, пренебрежительно или агрессивно разговаривать с террористами. Подчиняйтесь их требованиям, спрашивайте, что можно и что нельзя. Очень важно при этом следить за временем.
  6. Если вы заметите неподалеку сотрудника спецназа или спасателя, не нужно кричать об этом всем остальным заложникам, иначе операция по спасению может быть сорвана

Если гражданин обладает любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, ему нужно обращаться в ФСБ России по телефону: (495) 224-22-22.

Контактные телефоны

ФСБ РОССИИ: (495) 224-2222, (495) 914-43-69 (круглосуточно)

В случае террористической угрозы звоните по телефонам: 101, 102 (с мобильного 010, 020), или на единый номер вызовов экстренных оперативных служб 112

Комиссия по противодействию экстремизму и терроризму

Приказ о назначении комиссии по противодействию экстримизму и терроризму

Профилактика телефонного терроризма

Телефонный терроризм – заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте или преступлении. Имеет много общего с ложным вызовом сил быстрого реагирования. Как правило, под термином телефонный терроризм понимается заведомо ложное сообщение о наличии взрывного устройства в общественном месте. Сложная террористическая обстановка в стране вынуждает правоохранительные органы и специальные службы незамедлительно реагировать на все звонки, поступающие на пульт дежурного, даже если они слышат в трубке детский голос и понимают, что сообщение заведомо ложное. Мероприятия по проверке указанных фактов отнимают много времени и материальных средств. На место предполагаемого теракта выезжают полиция, спасатели, кинологи, пожарные, следователи, специалисты спецслужб и др.

За заведомо ложное сообщение об акте терроризма установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 207 УК РФ, наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет.

Ведь нередки случаи подобных звонков среди учащихся образовательных учреждений. Независимо от возраста учащегося, на его родителей (в связи с отсутствием у него собственного имущества и доходов) возлагается ответственность за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке поступивших угроз.

Современные технические средства позволяют идентифицировать анонима по спектру голоса, обеспечивая тем самым выполнение одного из основополагающих принципов борьбы с терроризмом – неотвратимое наказание за террористическую деятельность в любой форме.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает за такую «шалость», весьма суровое наказание:

  • штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
  • обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов,
  • исправительные работы на срок до двух лет,
  • ограничение свободы на срок до трех лет,
  • принудительные работы на срок до трех лет,
  • арест на срок до шести месяцев,
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Таким образом, «безобидное» на первый взгляд телефонное «хулиганство» может повлечь лишение свободы (как правило, в исправительном учреждении в виде колонии-поселения или же в исправительной колонии общего режима, если осужденный ранее уже привлекался к уголовной ответственности).

Следует помнить, что при выявлении признаков правонарушения или преступления террористической направленности, если Вы подвергаетесь физическому или моральному преступному давлению, стали свидетелями данных проявлений, если в Ваш адрес поступают предложения о совершении противоправных действий террористического или экстремистского характера просим Вас незамедлительно проинформировать об этом дежурную часть Отдела МВД России по телефонам: 102/112 (для любых операторов мобильной связи)